СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о самообразовании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о самообразовании педагога.

Просмотр содержимого документа
«Статья о самообразовании»



Мокроусова Ольга Павловна,

преподаватель ВКК

ГАПОУ СО «Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар»

г. Екатеринбург

САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель". (К. Д. Ушинский) 

В современных условиях модернизации образования большую значимость приобретают вопросы профессиональной подготовки специалистов. Профессионализм педагога рассматривается сегодня как обязательное условие достижения современного качества образования.

Технологические и информационные изменения в мире происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного совершенствования и развития. В ряде профессий, к которым относится и педагогическая деятельность, данное положение представляется бесспорным и очевидным. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности.

Совершенствование качества образовательного процесса, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя.

Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

• Профессиональное (предмет преподавания)

• психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей)

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) но и

• правовое

• эстетическое (гуманитарное)

• историческое

• политическое

• информационно-компьютерные технологии

• охрана здоровья

• интересы и хобби


Источники самообразования.


В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию:

  • с помощью интернет - ресурсов и технологий

Например, дистанционные курсы для педагогов, дистанционные конференции, дистанционные конкурсы и др.

  • Мероприятия по обмену опытом

  • Телевидение, газеты, журналы

  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

  • Интернет

  • Мастер-классы

  • Экскурсии, театры, выставки, музеи

  • Путешествия

Подробнее. С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Кроме поиска необходимой информации, педагоги могут активно участвовать в работе различных педагогических Интернет – сообществ. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень. Это не только возможность использования качественных методических разработок, созданных другими, но и возможность представления своих материалов на суд коллег, бесплатное участие в обучающих Мастер – классах, а самое главное, это возможность общения с людьми, близкими тебе по духу. Чужое творчество, когда прикасаешься к нему, очень заразительно.  Сейчас насчитывается примерно 15 наиболее активных форумов, например, «педсовет.org», «открытый класс», « профессиональное сообщество методистов», «прошколу.ру» и др. Перечень без труда можно найти в интернете. Их цели: популяризация в сети деятельности работников образования, активизация и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог, а также позволяет на виртуальном педсовете обсудить разнообразные проблемы в области образования, можно получить консультацию от коллег или специалистов, поделиться опытом.

Действенным средством являются форма вебинара. В этом оказывают большую помощь педагогические издательства. Полезный материал там могут найти не только преподаватели общеобразовательных дисциплин, но и спец. предметов, классные руководители. Например, издательство «Легион» предлагает разнообразные темы, выбрав нужное, можно заранее подать заявку на участие в вебинаре, и по почте вам пришлют напоминание, а после участия отправят сертификат. Таким образом, для профессионального и психолого-педагогического самообразования есть неограниченные возможности.

Но российская общественность связывает деятельность современного учителя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Известные слова А. П. Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» разве не о современном педагоге? Выглядеть эстетично, элегантно, несмотря на ограниченные средства и невзирая на возраст, это тоже психологические и эстетические направления самообразования. Педагог не должен быть в стороне от культурных событий в стране и городе. Так свое культурно-эстетическое самообразование можно планировать с Годами, предложенными Президентом РФ, посвященными той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. Из последних: 2015 - год литературы, 2016 - год российского кино, 2017 - год экологии, 2018 – год добровольца и волонтера, а 2019 - год театра. Это не только себя должно вдохновить, но и коллег и учащихся можно организовать для посещения театров, которых в нашем городе много хороших и разных.


Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Подводя итого, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Работать по принципу: Обучая себя, обучай и развивай других.

Список литературы:

1. Зверева К. А. Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 260-262.

2. .http://www.science-education.ru/30-1147


3. https://nsportal.ru/

4. https://ru.wikipedia.org