«Основные современные образовательные технологии, применяемые на уроках изобразительного искусства в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами» направленные на мотивацию деятельности обучающихся.
Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.
В наш век «новых технологий» всё труднее «заставить» учащихся беспрекословно «зубрить» новый материал, ведь учёба, это великий труд, и не всем он даётся легко.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. И учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
В настоящее время перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся информационную компетенцию.
Делая вывод, из вышеизложенного, понимаешь, что переход от «старых» стандартов в обучении к «новым», вполне логичен. Но в чём же отличие?
Главное отличие новых федеральных государственных образовательных стандартов в том, что на основе их освоения планируется выйти на новый уровень результатов школьников. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни.
Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, о пропорциях, о перспективе и т.д. Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Цель педагогической деятельности направлена на формирование устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала через применение новых педагогических технологий на уроках эстетического цикла.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Работая над проблемой развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и технологии, я применяю следующие современные образовательные технологии направленные на мотивацию деятельности учащихся:
Проектная, поисково-исследовательская, индивидуальная, групповая и консультативная деятельность:
Особое внимание конечно хочется уделить методу учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации сдерживает возможность систематизации знаний. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию. Для этого надо обучить их ранжировать, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д., оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа.
информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), новейшие компьютерные технологии:
Информационно-коммуникативные технологии дают богатейшие возможности представления материала, позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание материала урока. Уроки изобразительного искусства, с применением компьютерной поддержки, развивают творческие способности и эстетический вкус учащихся.
Задача учителя изобразительного искусства заключается в том, чтобы с помощью передовых методик, с использованием ИКТ помочь ребенку приобрести художественные умения и навыки.
Формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умения передавать своё отношение к нему на листе бумаги при помощи различных художественных средств осуществляется через использования ИКТ, которые открывают для учащихся замкнутое пространство кабинета и погружают их в мир искусства.
Применение личностно-ориентированных технологий способствует:
эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта;
выбор учащимися различных учебных заданий и форм работы, поощрение детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий;
выявление реальных интересов детей и согласование с ними подбора и организации учебного материала;
индивидуальная работа с каждым ребенком.
Развивающие технологии,(технологии активизирующие деятельность учащихся, игровые технологии):
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.
Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять.
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Применение:
физкультурные минутки;
гимнастика для глаз;
пальчиковая гимнастика;
инструктажи по ТБ и ПДД.
В результате, здоровье-сберегающие моменты на уроке, позволяют учащимся мобилизировать силы во время учебного процесса, предупреждение переутомления, нарушений зрения.
Если говорить о детском творчестве, то необходимо принять за аксиому то, что понятия творчество и творческая среда взаимосвязаны, взаимопроникают и взаиморазвиваются, тем более, если учитывается фактор реализации изобразительной деятельности детей в плане социальной значимости.
Благодаря школьным выставкам рисунков, каждый школьник принявший в них участие, может почувствовать свою «минуту Славы».
Детские работы украшают практически все интерьеры учреждения, занимая в нём достойное место и являясь главной составляющей художественного оформления.
Большим влиянием на стимуляцию творческого потенциала учащихся является участие в Республиканских и муниципальных конкурсах рисунков.
Таким образом, применение в педагогической практике всех вышеперечисленных образовательных технологий, позволят выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.
Мы учим до тех пор, пока учимся сами.
Мы учим до тех пор, пока учимся сами.
3