СТАТЬЯ
«Объединения технической направленности
для развития обучающихся в техническом лицее»
Корж Светлана Викторовна
педагог - организатор, педагог дополнительного образования
МБОУ Лицей при УлГТУ (Кафедра дополнительного образования)
г. Ульяновск
Аннотация: любая творческая деятельность предполагает получение новых, ранее неизвестных знаний. Техническое творчество выступает средством совершенствования производства и развития самой личности.
Ключевые слова: техническое творчество, объединения, дополнительное образование.
Сегодня мы должны готовить подрастающее поколение в области прорывных технологий XХI века для того, чтобы в будущем они могли стать высококвалифицированными специалистами.
Наиболее распространенной организационной формой развития технического творчества является объединение. Объединение – это добровольное объединение обучающихся на основе общего интереса к конкретной отрасли техники или науки. В Лицее при УлГТУ есть специальные разработанные программы и методические рекомендации по развитию технического творчества учащихся: ребята из начальных классов посещают объединения начального технического и аэрокосмического моделирования «Самоделкин», «Мои первые модели», ракетомоделирования «Восток», в среднем звене они продолжают обучение в объединениях «Действующие модели», «3D-моделирование», «Робототехника и я».
Эффективность объединений в школе может быть достигнута лишь в том случае, если работа объединений тесно связана с общеобразовательными предметами, к которым близка тематика объединений (физика, математика, информатика, технология и т.д.). Такая интеграция урочной и внеурочной деятельности поднимает мотивацию учащихся одновременно как к предмету, так и к занятиям в объединениях таких как «Действующие модели», «3D-моделирование», «Робототехника и я».
Интеграция должна пронизывать все виды занятий, способствующих самореализации обучающихся. Это и интегрированные уроки, и занятия в разновозрастных группах, проектная деятельность, организация и проведение предметных олимпиад, научно-практических конференций, создание силами обучающихся лицея специальных сайтов с необходимой информацией, проведение мастер-классов, правовое просвещение по вопросам оказания инженерных услуг. Особо следует отметить интеграцию содержания учебных программ и программ внеурочной деятельности с позиций формирования готовности обучающихся к инженерному образованию.
Техническое моделирование – это один из видов технической деятельности, заключающийся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Под научно-техническим моделированием подразумевается привнесение в процесс моделирования основ самостоятельного конструирования и проектирования моделей. Также неотъемлемой заключительной частью любого процесса моделирования является проведение выставок и соревнований моделей. Получение результатов, обладающих объективной новизной, как правило, характерно для творческой личности с высоким уровнем общекультурного развития.
Отчет работы объединений за год проводится в виде конференции, отчётной выставки, смотра, где дети должны показать результат своей деятельности и эффект своего развития благодаря посещению в того или иного вида объединения.
Учащиеся лицея постоянно принимают участие: в презентациях специальностей, в ярмарках вакансий с участием представителей работодателей, заинтересованных в молодых специалистах; Днях открытых дверей УлГТУ; мастер-классы на семинарах, в ОУ и т.д.
Они ежегодно становятся победителями в различных мероприятиях, таких как: научно-практические конференции, где выступают с проектами и докладами («Туполевские чтения», «Первые шаги в техническом творчестве» и т.д.); аэрокосмические фестивали; Первенства по запуску бумажных моделей самолётов; выставки технического творчества муниципального, регионального и всероссийского уровней; региональные фестивали научно-технического творчества «Техноград».
Объединения технического моделирования – одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам машиностроения, воспитания у них интереса к техническим специальностям. Работа в объединениях позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Дети знакомятся со всеми этапами создания «большой» техники на примере моделей и макетов за счет чего расширяется их кругозор, создаются практические навыки и умения, приобретается интерес к профессии технической специальности. И здесь главное – это создать условия для развития творческих способностей учащихся, и как следствие выше сказанного, для подготовки высококвалифицированных специалистов, приспособленных к творческому труду.
Миссия лицея - развитие социо-культурной среды «лицей-вуз» для качественной подготовки обучающихся по профильным для инженерного образования предметам, системной профориентационной работы в интересах развивающейся личности и экономики региона, страны.
Большое внимание Лицей при УлГТУ уделяет: повышению престижа инженерного образования; увеличению числа лицеистов поступающих в технические ВУЗы региона; снижению миграционного настроения - увеличение числа выпускников лицея оставшихся жить, учиться и работать в родном регионе; вовлечению родителей посредством развития системы государственно-общественного управления в процесс реализации программы инновационной деятельности лицея, направленной на создание образовательного пространства с целью формирования готовности к инженерному образованию обучающихся.
Лицей при УлГТУ тесно взаимодействует с УлГТУ. Это и публичные научно-популярные лекции от ведущих преподавателей УлГТУ; мастер-классы, открытые лекции от топ-менеджеров IT-компаний, экскурсии в IT-компании; участие в Школах и Центрах Детско-юношеской инженерной академии УлГТУ (Компьютерная школа, Архитектурная школа, Школа юного энергетика, Школа современного лидера «В лидеры вместе с Политехом!», Школа журналистики и PR, Школа молодого предпринимателя, Компьютерная Школа моделирования и дизайна машин, Школа юного авиастроителя, Центр «АРХдизайн», Школа юного радиотехника, Творческая лаборатория менеджмента и инноваций).
На занятиях ребята создают проекты, посещают ведущие международные компании, а также фирмы, предприятия и организации Ульяновской области, участвуют в профессиональных конкурсах, победа в который дает право на получение дополнительных 10 баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в УлГТУ.
Большое внимание уделяется и корпоративной культуре: проводятся праздники «День знаний в УлГТУ для лицеистов», «Посвящение в лицеисты», «Посвящение лицеистов в программисты», ««Веревочные курсы», прием у ректора отличников «Стань успешным с УлГТУ!». Кроме того, все лицеисты носят шевроны как символ лицейства.
Лицей при УлГТУ ежегодно проводит городские мероприятия: детско-юношеский аэрокосмический фестиваль, посвящённый Международному дню авиации и космонавтики; марафон, посвящённый Дню Гражданской авиации России и Дню Защитника Отечества, в рамках которого проводятся очные интернет-викторины и Первенство по запуску простейших (бумажных) моделей самолетов»; «Туполевские чтения» в рамках которого проводятся научно-практическая конференция и конкурс компьютерных работ.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что посещение технических объединений это наилучший способ проявить свои творческие способности, в результате увлечение детства может перерасти в будущую профессию.
Как свидетельствует опыт педагогической практики, в нашем лицее накоплен положительный опыт по формированию у учащихся развития технического творчества и творческого мышления, творческого отношения к решению задач.
Список литературы:
1.Заенчик Владимир, Медведев Павел, Шмелев Владимир, Пушкарев Александр, Сергеева Оксана «Техническое творчество учащихся: книга для бакалавров и учителей технологии», Издательство: "Феникс" , 2008
2. Петров Ю. Н., Землянский В. В. Дуальная система непрерывного профессионального образования в колледже // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». 2010. № 3 (42). С. 34-37
3. Серьезное творческое мышление. Эдвард де Боно. Издательство: Попурри, 2005, 416 с.
6