Обеспечение эмоционального здоровья ребёнка
в МБДОУ Детский сад № 34 «Чиполлино» р.п.Выездное
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, является одной из главных задач ФГОС ДО. [7]
Важнейшим условием формирования эмоционального благополучия является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды, т.к. пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, образовательные ситуации должны быть увлекательными. [8]
Все помещения нашего детского сада, предназначенные для детей, оборудованы таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и свободно. Художественно – эстетически оформленные уголки групп положительно влияют на ребёнка, вызывают эмоции, яркие и неповторимые ощущения.
Поведение, настроение дошкольника очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своими переживаниями он ещё не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения. Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня и своевременно оказать помощь, а также научить понимать своё настроение и настроение сверстников, воспитателям помогают уголки настроения. В каждой группе они разнообразны. Дети младших групп оценивают своё настроение по двум критериям – радостное и грустное, в средней группе по четырем – радостное, грустное, задумчивое, спокойное, ребята старшего дошкольного возраста - по 5-6 критериям.
Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах созданы уголки уединения, где ребёнок может оставить негативные эмоции, побыть наедине с самим собой, успокоиться и расслабиться.
Огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка оказывает театрализованная деятельность. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряженность, решает конфликтные ситуации. Поэтому во всех группах имеются театральные уголки, оснащённые разными видами театров с учетом возраста детей. Театрализованные игры, такие как: режиссерские игры, игры-драматизации, имитации, импровизации, настольные театры, инсценирование и другие, развивают у детей не только речь и навыки театрально-исполнительской деятельности, но и представление о нравственных качествах человека.
Чтобы глубже познать и раскрыть возможности каждого ребёнка в группах имеются стенды «Наши добрые дела», «Планета добрых дел» и др., в которых отмечаются достижения детей в течение дня или недели. Они стимулируют желание дошкольника совершать хорошие дела, стремиться за своими сверстниками, и мотивируют родителей сотрудничать с детским садом.
Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада каждый день дарят ребятам тепло своей души. Отношения детей и взрослых строятся на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели стараются увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
- Отношениями между воспитателем и детьми;
- Отношениями между самими детьми;
- Отношениями между воспитателями;
- Отношениями между воспитателями и родителями.
В нашем дошкольном учреждении педагоги создают атмосферу принятия, в которой каждой ребёнок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть, могут выслушать и понять.
Для формирования у ребёнка чувства эмоционального комфорта педагоги используют здоровьесберегающие технологии – технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения [3].
Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, с точки зрения В.Н. Белкиной, – это личностно-ориентированный подход. Его сущность заключается в создании благоприятного психологического климата в группе: учёт индивидуальных особенностей детей; гуманистический стиль общения, доброжелательность отношений; сотрудничество как основной принцип общения, развитие навыков общения и сотрудничества; поддержка самореализации личности.[1]
Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей, и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных негативных эмоций и реакций детей. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит методам, обеспечивающим психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника, таким как музыкотерапия, психогимнастика, куклотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, использование которых позволяет снижению страхов у детей, диагностики психоэмоционального состояния, выявлению эмоционально неблагополучных детей.[4]
Реализацией данных методов являются специально организованные встречи с детьми в педагогическом пространстве ДОУ. Одним из таких пространств в нашем ДОУ является «сенсорная комната». Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребёнок получает положительные эмоции. Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно. В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объёмных предметов, света, ощущений, нежные звуки успокаивающей музыки, зеркало видений, различные мягкие модули и «сухой бассейн». Дети испытывают огромное удовольствие и радость, увлечённые игрой они расслабляются, вследствие чего ведут себя более спокойно, с аппетитом едят и быстро засыпают. Сенсорная комната – это волшебный мир для ребёнка.
Вовремя рассказанная сказка для детей значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Но бывает так, что приходится придумывать свои сказки, чтобы помочь ребёнку пройти адаптационный период. Секрет терапевтической сказки заключается в том, что её смысл воспринимается на двух уровня одновременно. На сознательном уровне ребёнок понимает, что сюжет сказки вымышленный. Он сочувствует главному герою, представляя себя на его месте. На подсознательном уровне ребёнок впитывает всё услышанное и пересматривает своё поведение.[2] Таким образом, дети начинают следовать основной идее сказки, развивая навыки самостоятельного сбережения своего эмоционального здоровья, и получают необходимый жизненный опыт.
Учитывая особенности эмоциональной сферы дошкольников, ее особую роль в развитии ребенка в данный период (доминирование эмоционального интеллекта, непроизвольность и яркость эмоционального реагирования ребенка на происходящее), а также принимая во внимание системный характер развития личности ребенка, можно позиционировать применение технологии формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в качестве одного из приоритетных направлений развития дошкольного образования. Технология формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста – это психолого-педагогическая технология, предполагающая создание здорового и благоприятного психологического климата, ориентированного на укрепление психического здоровья дошкольников путем обеспечения для них условий формирования эмоционального благополучия, как в рамках дошкольной образовательной организации, так и в семье, что достигается путем взаимодействия родителей и ДОУ.
Изучение эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста в условиях детского сада показало, что оно требует от педагога креативности, творческого подхода к выполнению своих профессиональных обязанностей, открывая перед ним новые перспективы формирования эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Эффективность позитивного воздействия на эмоциональное благополучие детей определяется не столько качеством каждого из этих приёмов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.
Список литературы
Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие / В. Н. Белкина. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 270 с.
Вачков И.В., Сказкотерапия Развитие самопознания через психологическую сказку. — М., 2007. — с.144
3. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М. :Эксмо, 2009. – 176 с.
4. Иванова С.А. Создание психологической безопасности личности ребенка в ДОУ через внедрение системы психологического сопровождения / С. А. Иванова // Актуальные проблемы психологии в образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 1–3 апреля 2013 года / отв. ред. И. А. Синкевич. – Мурманск : МГГУ, 2014. – Т. 2. – 236 с. – С. 93–98.
4. Исаченко А.В. Методы и приемы создания благоприятного микроклимата в группе детей дошкольного возраста / А. В. Исаченко. – Яйва, 2012. – 76 с.
5.Маняпова, Е. В. Характеристика основных путей и методов формирования благоприятного психологического климата / Е. В. Маняпова // Педагогическое образование в России. – Тобольск. – 2010. – № 2. – С. 37-42.
6.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2015. – 136-138 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. – № 1155.