СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Образовательные технологии, методы и формы организации деятельности в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматриваю общий взгляд на современные образовательные технологии, формы и методы в образовательном процессе начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Образовательные технологии, методы и формы организации деятельности в начальной школе"»

Образовательные технологии, формы и методы организации деятельности в начальной школе.

Алейникова О.С.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №25 г.Улан-Удэ


21-й век – век перемен. Новые веяния пришли и в российское образование. Перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование у подрастающего поколения желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире. Справедливо убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом обучения. Продуманная среда обучения сама побуждает к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

В настоящее время начальная школа переживает новый качественный этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального образования: на первый план все более выдвигается становление личности младшего школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с его индивидуальными способностями и возможностями. Образование в начальной школе – фундамент дальнейшего учебного процесса. Если ребенок усваивает простейшие понятия, в старших классах ему легко даются сложные предметы. Каждый педагог заинтересован в том, чтобы учащиеся показывали хорошие результаты в обучении.

ФГОС второго поколения не позволяют работать по-старому. Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан овладеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения. Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Успех во многом зависит от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка. В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он становится равнодушным к происходящему на уроке, ему скучно в классе. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.

В нашей школе имеются компьютеры, есть доступ к Интернету, все больше компьютеров приобретается в семьях учащихся. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.

В классе учатся дети с разным уровнем подготовленности: и отличники, и «середнячки», и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе помогает дифференцированный подход в обучении. Также в своей работе я использую технологию критического мышления, здоровье сберегающую технологию, информационно-коммуникативную, технологию проблемного обучения, технологию «Портфолио», технология обучения в сотрудничестве. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся. Особенно важна в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся, ведь сейчас первостепенной задачей стало воспитание ученика творческой личностью средствами каждого учебного предмета. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого. Детям 6-9 лет неинтересно изучать сухую теорию, поэтому использование игровой технологии позволяет мне сделать уроки яркими и запоминающимися.

Игровые технологии.

Игровая технология в начальной школе направлена на разогрев интереса ребят к основным предметам. Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. Первоначальная цель игровой технологии в начальной школе – мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. Еще одна цель игры – укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребят, которые не уверены в себе.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках окружающего мира и краеведения расширяет представление о природе и красоте родного края, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся.

Предмет «Русский язык» является одним из наименее любимых у ребят младшего школьного возраста. Если же провести урок в игровой форме, удастся получить отличный результат. Например, чтобы быстро запомнить новые правила мне помогают игры-упражнения: составить любую головоломку, кроссворд или ребус, касающийся основных аспектов русского языка, изученных ранее. Здесь можно использовать соревновательный момент. Наиболее интересные и сложные работы рассматриваются на уроках, автор получает положительную отметку в дневнике. Такая игровая технология может применяться со второго класса, когда ребята уже владеют определенным багажом знаний. Закрепить выученный материал помогут также игры-соревнования, когда класс делится на команды. Далее ребятам предлагаю решить поставленные задачи (исправить ошибки в предложениях, вставить пропущенные буквосочетания, исправить пунктуационные ошибки). За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы. Побеждает та, которая к концу игры имеет больше баллов. В качестве приза учащиеся могут быть освобождены от выполнения домашнего задания.

Любовь к чтению также проявляется далеко не у всех ребят. Различные виды игровых технологий в начальной школе помогают вызвать интерес к литературному чтению. Наиболее эффективными считаются различные сценки и спектакли, посвященные определенному прочитанному произведению. Ролевые игры вообще помогают развивать творческие способности ребят. Благодаря таким нестандартным урокам многие дети еще в начальной школе решают посвятить свою дальнейшую жизнь театру. После изучения определенного произведения дети с удовольствием включаются в постановку собственного спектакля. Роли должны получить абсолютно все участники конкретного коллектива. Спектакль по произведению ставится для родителей, учащихся и администрации школы. Ученики стараются хорошо запомнить свои слова, чтобы красиво смотреться на сцене. Использование игровых технологий в такой форме позволяет развивать память у ребят, творческие способности. Кроме того, учащиеся отлично разбираются в пройденном материале. Ребята буквально проживают жизнью конкретного литературного персонажа. Хорошие результаты также дает игра-импровизация. На одном из уроков можно предложить ребятам сочинить собственную сказку. Каждый ученик по очереди составляет предложение. Каждое высказывание должно быть продолжением предыдущего. Сказка записываем на диктофон. Затем ребята прослушивают свое произведение, анализируют его. Часто такие импровизированные рассказы получаются достаточно смешными. Это пробуждает интерес у ребят к изучению литературы, а кроме того, импровизация способствует развитию фантазии.

Математика – это предмет, целью которого является обучение ребят не только счету, но и логическому мышлению. Интересный урок математики может включать в себя следующие игры:

«Лишний предмет». На магнитной доске выставляю ряд предметов, один из которых отличается по форме, цвету или значению. Ребята должны определить, какой предмет лишний и обосновать свою точку зрения.

«Веселый трамвай». Для этой игры раздаю учащимся карточки с цифрами от 1 до 10. Далее вызывается трамвай под номером 10. В него должны сесть пассажиры с номерами с общей суммой 10 (к примеру, 3 и 7 или 2, 3 и 5 и т. д.). Потом – 8, 5, 9… Игра помогает детям в первом классе запоминать составы чисел.

«Назови следующее число». Все ребята стоят в кругу. В центре находится ведущий, который бросает мячик выбранному ученику и называет число от 1 до 9. Школьник должен назвать следующее число и вернуть мяч в центр.

«Назови фигуры». На белом полотне (это может быть магнитная доска) с помощью различных геометрических фигур составлен сказочный персонаж. Ребята должны назвать, какие виды фигур используются, подсчитать сколько их. В дальнейшем из полученных фигур каждый может составить другое изображение (домик, собачку, цветок и т. д.)

«Ворота». Игра также направлена на изучение состава чисел. К доске приглашаются двое ребят, которые с помощью рук создают ворота. Им дается определенное число (в зависимости от уровня знаний) Остальным учащимся также раздаются карточки с числами. Каждый должен найти себе пару, чтобы пройти через ворота. К примеру, чтобы пройти через число 8, необходимо иметь карточки 6 и 2.

На уроках окружающего мира можно использовать:

«Четвертый лишний». Урок может проводиться с использованием проектора или магнитной доски и заранее подготовленных материалов. Ребятам предлагаются четыре представителя флоры или фауны. Необходимо определить, кто является лишним. К примеру, лошадь, кошка, собака, таракан. Последний относится к группе насекомых, поэтому лишний.

«Паутина». Учитель задает вопрос школьнику. При правильном ответе ученик получает клубочек шерстяных ниток. Далее ребенок сам задает вопрос и перелает клубочек следующему. В конце игры получается паутина, которая показывает тесную взаимосвязь между отдельными компонентами природы.

Технология критического мышления.

Данная технология помогает развить мыслительные навыки учеников, которые им пригодятся не только в учебе, но и в жизни. Так, развиваются умения принимать взвешенные решения, анализировать различные аспекты явлений и процессов, работать с наличной информацией. Если кратко, то технология критического мышления в школе позволяет реализовать комплексный подход в воспитании и обучении детей.

Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Исходя из своих целей, учащийся может влиять на направление своего развития и конечный результат. На уроках и во внеурочной деятельности использую некоторые приемы развития критического мышления:

- работа с вопросниками;

- чтение с остановками;

- написание творческих работ;

- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

- кластер;

- «Верно – неверно».

Эти приемы использую на всех уроках: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Рекомендуют использовать на уроке три этапа обучения методу:

  • Вызов. По данной проблеме необходимо заставить ученика поставить себе вопрос о том, что именно он знает.

  • Осмысление. На этом этапе ученик под руководством учителя (зачастую ещё и с помощью сотоварищей по классу) отвечает на вопросы, которые были поставлены на первой стадии.

  • Рефлексия. Ребенок размышляет и обобщает знания, которые относятся к данной проблеме.

Здоровьесберегающая технология.

Здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем. Сейчас существует потребность в здоровьесберегающем образовании, целью которого является возможность сохранения здоровья ребёнку за период обучения в школе. Этот подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Кроме смены видов деятельности, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев (пальчиковая гимнастика), упражнения для формирования правильного дыхания (дыхательные упражнения), упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения (гимнастика для глаз).

Технологии дифференцированного обучения.

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го, 2-го или 3-го уровней. Они стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках.

В качестве критериев дифференциации могут быть выбраны следующие: готовность к обучению, обучаемость, обученность, познавательные интересы, мотивы учения, познавательные способности, в зависимости от особенностей класса, от целей, задач и содержания конкретного урока и других факторов.

За основной критерий я обычно принимаю уровень обучаемости. На основе результатов диагностики распределяю детей по группам (уровням):

1 группа – с низким уровнем обучаемости;

2 группа – со средним уровнем обучаемости

3 группа – с высоким уровнем обучаемости.

При распределении по группам важно соблюдать педагогический такт. Можно не объявлять в классе состав групп, а раздать учащимся символы. Дифференцированные задания записываются на доске рядом с такими же символами. Символы можно периодически менять. Некоторые способы дифференциации (например, по степени самостоятельности, по уровню помощи и др.), вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Следует создавать условия для взаимодействия учащихся различных групп, привлечения их к оказанию помощи друг другу. Этому содействует систематическое проведение в различных (оптимальных) сочетаниях фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы.

При подготовке к уроку определяю, нужна ли дифференцированная работа или индивидуализация заданий, учитывая тип урока, его цели и содержание. Не обязательно дифференцировать все этапы урока. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Можно дифференцировать задания по уровню творчества. Этот подход предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный (типовые упражнения) или продуктивный (творческий).

Примером творческих заданий могут служить поиск закономерностей, классификация, восстановление пропущенных элементов, преобразование выражений, поиск наиболее рационального способа решения, самостоятельное составление заданий.

Считаю целесообразным работать над поиском рационального способа решения. Это побуждает детей думать нестандартно, анализировать, высказывать свое мнение.

Способ дифференциации по уровню трудности предполагает либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных групп учащихся. В качестве усложнения материала предлагаю детям более сложный числовой материал, использование в заданиях букв вместо чисел, увеличение количества действий в задаче, выражении, использование обратного задания вместо прямого.

Работая по новым УМК стандартов второго поколения, считаю, что учащимся предоставляются большие возможности для учёта индивидуальных особенностей. Учебники содержат задания разного уровня трудности, ориентироваться в них помогают условные обозначения. Объем заданий, рассчитанных на урок, часто дается с избытком. Это позволяет учителю, не прибегая к дополнительным карточкам, дифференцировать работу по объему.

Необходимость использования дифференциации заданий по объему учебного материала обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительным детям, а также детям с низким уровнем обучаемости требуется дополнительное время на выполнение задания. Но это время должно проходить с пользой для остальных учеников, которым и дается дополнительное задание. Обычно оно выполняется по желанию детей, но задача учителя состоит в том, чтобы дети захотели делать необязательную для них работу. В качестве стимулов использую разные поощрения (дополнительная оценка, маленькая грамота, медальки "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, «Самому активному», открытка с дарственной надписью, присвоение ученику звания «помощник-консультант» с ношением значка и др.).

При дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся дифференциация проявляется на организационном, а не на содержательном уровне. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие – самостоятельно. При этом ребята сами определяют, на каком этапе им следует приступать к самостоятельному выполнению задания, и всегда имеют возможность вернуться к работе под руководством учителя/помощника-консультанта из самих же учащихся.

Очень часто в своей работе я использую способ дифференциации по степени и характеру помощи. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности. Такой способ дифференциации не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Технология “Портфолио”.

В соответствии с требованиями ФГОС особое место в новой системе оценивания уделено портфолио. Исходя из особенностей классного коллектива,  процесс создания портфолио использовала для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.

Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио включает такие разделы:

- «Немного о себе»

- «Моя семья»

-«Моя учёба»

- «Моё творчество»

- «Моя общественная жизнь»

- «Мои достижения»

Создание портфолио -  долгосрочная программа.  Началась она в 2016 году в первом классе. Под моим руководством она проходила 3 года. В первом классе, когда дети только начинали работать над составлением портфолио, без помощи родителей обойтись было просто невозможно. Весь год трудились над сбором материалов для создания портфолио. Дети выбирали самые удачные творческие работы, свои доклады, рефераты, проекты, успешно выполненные самостоятельные, проверочные и контрольные. С удовольствием принимали участие в разнообразных конкурсах, олимпиадах различного уровня, а затем в разделе «Мои достижения» помещали заработанные грамоты, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости. В конце каждого учебного года проводим анализ учебных достижений. По желанию ребята представляют свои портфолио. Введение технологии «портфолио» дало положительные результаты.

Информационно – коммуникационные технологии.

Каждый ребёнок – прирождённый исследователь, активно собирающий информацию об окружающем мире. Естественная любознательность переходит в деятельность познания. Каждый пытается понять свой мир с помощью наблюдения и экспериментирования. Положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ  можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты. При помощи ИКТ проводила настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Уникальные возможности интерактивных досок позволяют реально создавать «волшебство» на уроке. «Магический кристалл» или «Чудесная труба», «Волшебные чернила», «Телеграфная лента», «Шторка», «Лупа». И это только малая часть, что активно используется на уроках. Ресурсы ИКТ безграничны, так что есть над чем работать и изучать.

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Методы и формы организации деятельности.

Учебно-воспитательная работа в школе и других учебных заведениях невозможна без четкой ее организации. До боли знакомая классно-урочная система, введенная Ян Амос Каменским, возникла в XVI в. и стала более популярна в 17 веке. При недостатках данной системы (повышается нагрузка на учителя: должен внедрять дефферинцированный и идивидуально–личностный подход, уметь подразделять на разные группы, дать так материал, чтобы он соответствовал всем детям), пока преимущества классно-урочной системы обучения (экономичность, доступность, последовательность, прочность обучения и создает условия для формирования коллектива учащихся) перевешивают чашу весов при выборе системы обучения в общеобразовательных школах. При классно-урочной системе велика роль учителя, который является организатором и руководителем учебно-воспитательного процесса, его главной фигурой. Для эффективности образовательного процесса применяют разные формы организации обучения. В начальной школе чаще используем урок,  как основную педагогическую форму организации процесса познания учащимися мира, овладение опытом жизнедеятельности. Это определенным образом организованное общение учителя и учеников, учащихся между собой. Домашняя работа - логическое продолжение классных занятий по заданию учителя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Различают домашние работы текущего (закрепление знаний, пройденных на уроке) и опережающего характера. Экскурсия - организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях, устанавливать непосредственную и более действенную связь обучения с жизнью, развивать познавательные способности детей (внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение), показать особенности изучаемого. Бывают вводные, текущие (информационные), заключительные. Предметные и межпредметные олимпиады, конференции - соревнования учеников на лучшее выполнение определенных заданий в области учебной дисциплины. Цель: выявление и развитие способностей учеников.

Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая. Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения. Они отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит работу со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа учитель стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, создавать атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащихся. Чаще всего ее используют на этапе первичного усвоения нового материала. При проблемном, информационном и объяснительно-иллюстративном изложении, который сопровождается творческими заданиями различной сложности, эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех учеников. Существенным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она по своей природе ориентирована на средних учащихся. На абстрактного среднего ученика рассчитаны объем и уровень сложности материала, темп работы. Ученики с низкими учебными возможностями в таких условиях не способны получить знания: они требуют большего внимания от учителя, и больше времени на выполнение заданий. Если же снизить темп, то это негативно скажется на сильных учащихся. последних удовлетворяет не увеличение количества задач, а их творческий характер, усложнение содержания. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся на уроке наряду с этой формой используются другие формы организации учебной роботы.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. При индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д.. Индивидуальным задачей может быть работа с учебником, справочником, словарем, картой. Эта форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения и обобщение пройденного материала. Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классе. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя. Этот недостаток компенсирует другая форма деятельности учащихся.

Групповая форма учебной деятельности возникла как альтернативная существующим традиционным формам обучения. В ее основу положены идеи. Ж-Ж. Руссо, Й.Г.Песталоцци,. Дж. Дьюи о свободном развитии и воспитании ребенка. Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в одном классе. Выделяют следующие формы группового взаимодействия:

1. Парная форма учебной работы - два ученика выполняют некоторую часть работа вместе. Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и только потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, убеждать и вести дискуссию.

2. Кооперативно-групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью. При такой организации обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи, над которыми работает группа. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Главные итоги такого обсуждения становятся общими для всего класса и записываются всеми присутствующими на уроке.

3. Дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задачи дифференцируются по уровню сложности или по их количеству.

4. Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.

Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными. Количество учеников в группе зависит от общего количества их в классе, характера и объема знаний, выработанных, наличия необходимых материалов, времени, отведенного на выполнение работы. Оптимальной работоспособной группа бывает из 3-5 человек, так как в случае меньшего количества учеников трудно всесторонне рассмотреть проблему, а в случае большей - сложно определить, какую работу проделал каждый ученик. Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в их успехе, в нормальных и плодотворных межличностных взаимоотношениях.

Умелое сочетание индивидуальной и групповой формы работы повышает активность, самостоятельную деятельность учащихся, создает условия для взаимного обучения, что способствует успешному овладению способов действий и знаний.

Методы организации и осуществления учебной деятельности

В научной литературе существует несколько классификаций. Вот несколько из них.

Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на:

- словесные методы обучения

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают

- наглядные методы обучения

Их условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций (показ ученикам иллюстративных пособий) и демонстраций ( демонстрация приборов, опытов, технических установок, показ видеофильмов и мультимедийных презентаций).

- практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).

В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы:

- приобретения знаний,

- формирования умений и навыков,

- применения знаний,

- творческой деятельности,

- закрепления, проверки знаний, умений, навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как

- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),

- репродуктивный,

- проблемное изложение,

- частично-поисковый, или эвристический,

- исследовательский (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер).

При сочетании методов преподавания с соответствующими методами учения:

- информационно-обобщающий и исполнительский,

- объяснительный и репродуктивный,

- инструктивно-практический и продуктивно-практический,

- объяснительно-побуждающий и частично-поисковый,

- побуждающий и поисковый (М. И. Махмутов).

Классификацию, в которой рассматриваются четыре стороны методов:

- логико-содержательная,

- источниковая,

- процессуальная,

- организационно-управленческая (С. Г. Шаповаленко).

При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наглядные методы обучения. 

Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала.

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обученияРепродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения вычленяются прежде всего на основе оценки степени творческой активности школьников в познании новых понятий, явлений и законов.

Методы самостоятельной работы

Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. В старших классах учащийся учится уже составлять тезисы и конспекты прочитанного.

Методы контроля учителя

Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса.

Методы письменного контроля. В процессе обучения эти методы предполагают проведение письменных контрольных работ, физических диктантов, тестов и пр. Письменные контрольные работы, могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15—20 мин, так и занимающими весь урок.

Методы лабораторного контроля. Контрольные лабораторные работы по физике проверяют умения пользоваться штангенциркулем, микрометром, амперметром, вольтметром, термометром, психрометром и другими измерительными приборами, которые должны быть изучены к данному моменту. В них включается также и решение экспериментальных задач, требующих проведения опытов, которые можно реально осуществить во время контрольной работы.

Методы компьютерного контроля. Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не может учесть психологические особенности ученика. Не позволяет она проверить и логичность, грамотность речи, своевременно оказать ученику помощь при затруднениях.

Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения.

Обобщая теоретические знания, в своей работе могу выделить основные методы, которые наиболее часто использую при организации образовательного процесса:

1) вербальные методы и невербальные методы передачи и усвоения знаний (рассказ, беседа, доклад; демонстрация опытов, показ иллюстраций)

2) практические методы (практические задания, лабораторные работы, эксперимент и т. п.);

3) методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты, защита проектов);

4) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся (порицание, поощрение, использование общественного мнения или примера и т. д.).