Просмотр содержимого документа
«Статья " Обучение созданию письменного текста на уроках русского языка и литературы в целях подготовки к ЕГЭ"»
Обучение созданию письменного текста на уроках русского языка и литературы в целях подготовки к ЕГЭ.
В этой статье мы хотим поделиться мыслями о том, как превратить процесс подготовки к ЕГЭ, в частности работу над сочинением, в один из дополнительных стимулов для изучения литературы, осознания себя личностью, причастной к русскому языку и культуре.
Во-первых, необходимо постоянно обращаться к произведениям русской литературы как при обсуждении проблем, затронутых в тексте, так и в процессе поиска нужных аргументов. Вспомнить имена героев и проблематику произведений, изучавшихся ранее, детям затруднительно. Помочь им в этом должны тесты по литературе, в которых задания «встроены» во фрагменты классических произведений. Не будем забывать и об изложении.
Во-вторых, надо помочь разглядеть в героях литературы 19 века людей, живущих в другом времени, но чувствующих то же, что чувствуют юные читатели сегодня. Известно, что предлагаемые темы сочинений по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» подталкивают школьников к переписыванию сочинения из известных сборников. А если для начала предложить ученикам увидеть в книге не великую эпопею. А историю обыкновенных людей, которые только входят во взрослую жизнь, совершая ошибки и расплачиваясь за них? И тогда Пьер Безухов окажется молодым человеком, который выбирает жизненный путь, и потому так же, как и его сверстники, не может себе отказать в участии в развлечениях в компании Долохова, женится, не обдумав всей серьезности этого шага, а Наташа Ростова с непростой историей любви будет понятна девочкам, которые уже пережили свой «первый бал». Может быть, и сочинение-размышление по роману Л.Н.Толстого вызовет больший интерес, если некоторые темы будут сформулированы так:
Какие проблемы современной молодежи созвучны проблемам, с которыми столкнулись герои Толстого?
Есть ли в романе Толстого идеальная семья?
Кто из героев Толстого ближе нам сегодня?
Существуют ли проступки, которые нельзя простить?
Объем такого сочинения не должен быть большим.
Следующий этап – работа над сочинением в формате ЕГЭ.
Определяется круг проблем, поднятых в тексте. Выбирается одна. Школьник должен ее обозначить.
Выявляется позиция автора. Затем подбираются аргументы из текста. Школьник должен выразить свое согласие или несогласие с позицией автора, аргументируя свою точку зрения. Здесь пригодится читательский и жизненный опыт учащегося.
Тексты на ЕГЭ подобраны таким образом, что учащемуся необходимо привести в качестве аргумента то или иное произведение русской литературы.
Дело в том, что мы сознательно упрощаем процесс постижения глубокого смысла произведения. Прочитать роман – еще не значит его понять. Осмысление отдельных вопросов позволяет проникнуть в суть авторского замысла . И собственные размышления придадут ученику уверенности в себе, сделают работу над сочинением на ЕГЭ не просто отпиской, в которой есть нужные пункты, а интересным экспериментом ( тем более, что участия в этом эксперименте ему не избежать).