Опыт формирования некоторых коммуникативных универсальных учебных действий через организацию учебного диалога на уроках окружающего мира
Крупко Наталия Владимировна студент 3-го курса
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького»
Аннотация: Данная статья рассматривает формирование коммуникативных УУД посредством использования учебного диалога на уроках окружающего мира в начальной школе. Выделены проблемные и уточняющие вопросы из примера урока как одно из условий организации учебного диалога. Выделены методические рекомендации как одно из условий организации учебного диалога.
Ключевые слова: учебный диалог, коммуникативные УУД, условия организации учебного диалога
Последнее десятилетие образование направлено на реализацию системно – деятельностного подхода. Теперь перед учителем стоит задача не просто передать знания, умения и навыки учащиеся, а сформировать у него умение учиться. Поэтому обновленный федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) [1] ставит в приоритет развитие личности через формирование универсальных учебных действий. Одними из важнейших универсальных учебных действий являются коммуникативные, т. к. без данных действий человек был бы не способен на взаимодействие с людьми, на решение каких-либо вопросов, на формулирование своих мыслей.
В связи с обновленным ФГОС НОО была создана «Примерная рабочая программа начального общего образования Окружающий мир» [2]. В соответствие с этой программой результаты освоения образовательной программы начального общего образования в сфере коммуникации должны отражать:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику.
Окружающий мир способствует формированию и развитию коммуникативных УУД, т. к. затрагивает такие предметы как, биологию, географию, историю, ОБЖ, астрономию и др. Благодаря такому разнообразию дисциплин, которые к тому же тесно связаны с нашей жизнедеятельностью, на уроке всегда будет тема, которая будет способствовать взаимодействию между учениками. Поэтому на уроках используются различные словесные средства, в том числе и учебный диалог. Учебный диалог в отличие от других словесных средств отличается тем, что стимулирует познавательный интерес у обучающихся, т.е. заинтересовывает в решении проблемных тем, спорных вопросов. Учебный диалог позволяет обучающимся делиться своим мнением на тот или иной вопрос и оценивать высказывания других. По мнению В. М. Аганисьян: «Учебный диалог - это своеобразная форма общения между учащимися и учителем, а также между самими учащимися в условиях проблемной ситуации. В процессе учебного диалога происходит информационный обмен между его участниками, регулируются отношения между ними» [3]. Но для того чтобы это реализовать, перед учителем стоит задача организовать учебный диалог правильно.
В первую очередь для организации учебного диалога на уроках окружающего мира главным помощником учителя может выступать учебник и методические пособия. Учебник и методические пособия любой программы выполняет требование ФГОС НОО, одно из которых является формирование коммуникативных УУД. Чтобы выполнить данное требование, авторы учебников и методических пособий окружающего мира предлагают групповые и парные задания. Благодаря этому, учитель данные задания может реализовать так, чтобы между учениками возник учебный диалог.
На практике при проведении урока по окружающему миру удалось организовать деятельность так, чтобы в группах возник учебный диалог. Для групповой работы было выбрано задание из учебника под авторством Е. В. Чудиновой и Е. Н. Букварёвой. Задания для групп звучало следующим образом: «Сейчас мы с вами будем учиться строить профиль горы по изолиниям. Я раздам вам рисунки, с изображением горы. Построение профиля здесь уже начато. Ваша задача достроить профиль горы. Можете с помощью цветов изобразить, как увеличивается высота горы. Эту работу вы будете выполнять в группах. На выполнение задания у вас десять минут. Затем, каждая группа представит свои профили.» Перед тем как дать данное задание ученикам, им были заданы следующие проблемные вопросы:
«У - Можем ли мы понять с помощью этого вида, как выглядит эта гора? С ее выступами, увидеть ее поверхность. Аргументируйте свой ответ.»
«У - А может он нам и поможет определить, как выглядят очертания горы? А каким образом? Покажите?»
Благодаря проблемным вопросам ученики начинали высказывать свое мнение, предположения. Другие ученики соглашались с предложенными вариантами или опровергали их, аргументируя свое мнение. В этом момент учащиеся вступали с друг другом в учебный диалог.
При завершение задания, группам необходимо было представить свои выполненные работы, а остальные должны были согласиться или не согласиться с правильностью работы и аргументировать свой выбор. На данном этапе учителю важно наблюдать за тем, чтобы учебный диалог проходил в правильном направление и не перерос в конфликтную ситуацию или в обычный диалог. Также, учитель на данном этапе может направлять учебный диалог через уточняющие вопросы. Лично мной на уроке были заданы следующие уточняющие вопросы:
«У – Ребята, по каким критериям вы не согласны с данной работой и почему?»
«У – А как можно улучшить данную работу?»
«У – Можете напомнить, что нужно было отразить в работе?»
«У – Как вы думаете, почему у это группа не успела выполнить работу? Чтобы вы им порекомендовали?»
С помощью данных вопросов учащиеся не отвлекались на посторонние темы и не конфликтовали, а наоборот грамотно высказывали свое мнение и уважительно относились к друг другу.
Также, при организации урока по окружающему миру с использованием учебного диалога учителю стоит обратить внимание на методические пособия. Некоторые авторы методических пособий предусматривают применение учебного диалога на отдельных темах и на определенных типов уроков. К таким авторам относится, например, Е. В. Чудинова. В своих методическом пособии [4] она рекомендует использовать учебный диалог на уроках моделирования. В пособии на уроках моделирования автор рекомендует групповую форму работы для учащихся, в которой может случиться учебный диалог. Рассмотреть как выглядит групповая работа по моделированию где предусматривается учебный диалог, вы можете на рисунке 1.
Рисунок 1. Скриншот таблицы из методического пособия. Групповая работа по моделирования с применением учебного диалога
В данном таблице Е. В. Чудинова не прописывает проблемные или уточняющие вопросы, которые учитель может задавать ученикам для создания учебного диалога. Автор в методическом пособии только показывает как можно организовать групповую работу и какие задания можно давать по той или иной теме, которые могут поспособствовать учебному диалогу. Вопросы, которые будут задаваться для правильного направления учебного диалога, зависят только от учителя.
Благодаря применению учебников, методических пособий, проблемных и уточняющих вопросов на уроке окружающего мира, учитель может организовать учебный диалог, который поспособствует реализации некоторых коммуникативных УДД обновленного стандарта. Также, применение учебного диалога поможет учащимся в будущем уметь правильно высказывать мнение, аргументировать его и вести сотрудничество, т. к. коммуникация является одним из важнейших аспектов в жизни человека.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286
Примерная рабочая программа начального общего образования «Окружающий мир»: [Электронный ресурс] // Единое содержание общего образования. URL: https://edsoo.ru/Predmet_Okruzhayuschij_mir.htm. (Дата обращения: 03.12.2022)
Гасова О. В. Теоретико-методические аспекты формирования учебного диалога : монография / Гасова О. В. – Минск : БНТУ, 2017. – 144 с.
Чудинова Е. В. Методические разработки уроков развивающего обучения к курсу «Окружающий мир» Чудиновой Е. В., Букваревой Е. Н. (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова): [Электронный ресурс]. URL: metodicheskie_materialy_po_okruzhajushhemu_miru_1-.doc (live.com). (Дата обращения: 03.12.2022)