КОУ ВО «Землянская школа-интернат для детей с ОВЗ»
Реферат
Тема: «Организация досуговой развивающей деятельности детей с ОВЗ».
Подготовила:
учитель русского языка Сафонова Н.В.
с.Землянск , март 2018 г.
Реферат на тему: «Организация досуговой развивающей деятельности детей с ОВЗ».
Оглавление:
1)Введение.
2) Досуг. Досуговая деятельность.
3)Виды культурно - досуговой деятельности.
4) Игра её цели, задачи, функции.
5) Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования .
6) Роль оригами в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
7) Заключение.
8) Литература.
9) Презентация.
Введение.
«Невозможно - это всего лишь громкое слово,
за которым прячутся маленькие люди,
им проще жить в привычном мире,
чем найти в себе силы его изменить.
Невозможно - это не факт.
Это только мнение. Невозможно - это не приговор.
Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя.
Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!»
В. Альфиери
Под внеурочной деятельностью мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. Так как понятие ограниченные возможности здоровья является достаточно спорным, мы будем толковать его так: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
Досуг. Досуговая деятельность.
Что же такое досуг? В современных условиях этому понятию дается следующее определение. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место он занимает в обществе, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы.
Естественно, что многое зависит от воспитания человека, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, оттого, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Это значит, что и проводить досуг человек будет так, как проводили родители и окружающие его взрослые.
Поэтому со времен Я.А.Каменского, Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци досугу уделяются большое внимание, отечественные и зарубежные педагоги во множестве работ дают свои рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда.
Теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы, Государственного стандарта по образованию и нормативных документов органов образования, периодической печати по проблеме, а также изучение практического опыта деятельности образовательных учреждений детей и подростков позволили сделать вывод о том, что культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детских образовательных учреждений, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности (взрослого и ребенка в их взаимодействии, в автономном или коллективном режимах) в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры.
Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется следующим (слайд 3):
*Ей свойственна целенаправленность и продуманность;
*Осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;
*Ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;
*Она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов ребят;
*Способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;
Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность.
Все выше сказанное относится не только к здоровым детям. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном процессе ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом.
В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его социокультурная досуговая деятельность:
Развитие «особого ребенка» посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие.
В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его.
Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания.
Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах.
Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к саморегуляции.
Виды культурно-досуговой деятельности . (слайд 4)
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны, и их можно классифицировать, следующим образом:
*Отдых (активный и пассивный);
Развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);
*Праздники (народные и фольклорные, гоударственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);
Самообразование (целенаправленная познавательная деятельность: чтение литературы, экскурсии, посещение театров и музеев и т.д.);
*Творчество.
С уверенностью можно сказать, что такая деятельность выступает важнейшей сферой социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения психофизического здоровья, способствует преодолению их изолированности и переходу к их интеграции в общество.
Главной задачей организации социокультурной деятельности является переход досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья из индивидуального в социальное пространство.
* Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Игра её цели,задачи,функции.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи (слайд 5):
*Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
*Развитие эмоционально- волевой сферы;
*Обогащение представлений об окружающем мире;
*Формирование коммуникативных навыков;
*Формирование культурного поведения;
*Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
*Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности.
Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное время использую следующие игры (слайд 6):
а) – дидактические;
б) – сюжетные;
в) – ролевые;
г) – театрализованные;
д) – подвижные;
е) – конструктивные.
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.
– Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
– Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
– Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
– Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
– Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
– Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
– Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
Развитие и коррекция воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья путём применения развивающих игр и упражнений на уроках и во внеурочной деятельности.
Некоторые виды работ из разных материалов, доступные для выполнения детьми.
Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования . (слайд 7)
Нетрадиционные способы рисования :
«Пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
«Смешивание красок»;
«Отпечатывание»;
«Точечный рисунок»;
«Пластилинография»;
«Рисование свечой»;
«Рисование по мокрой бумаге»;
«Кляксография»;
«Монотипия»;
«Граттаж»;
Аппликация, коллаж и т.д.
Роль оригами в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время для реабилитации детей с ограниченными возможностями прибегают к направлению арт-терапии - оригами.
Оригами – увлекательное занятие не только для детей, но и для подростков и взрослых!
В.А.Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это инструмент всех инструментов», - сказал еще Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Значение оригами (слайд8):
*помогает развивать художественный вкус и логику;
*эффективно способствует формированию пространственного воображения и фантазию;
*развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплине;
*активизирует мыслительные процессы;
*совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
*развивается глазомер;
*воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
*способствует формированию добрых чувств к близким, и дает
*возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
*влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как :
-подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма),
-ознакомление с элементарными геометрическими формами,
-развитие пространственного мышления,
-понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т.д.),
-художественного восприятия,
-глазомера,
-обучение коммуникативным навыкам,
-внимательности,
-усидчивости и т.д.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Работы детей выполненные в технике оригами .
Заключение.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов.
Школьная внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.
При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.
В соответствии с годовым планом спортивно-оздоровительной работы на базе школы проводится много спортивных соревнований. Все обучающиеся школы, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья принимают в них активное участие, каждый по своим способностям.
Школа организует совместный отдых всех обучающихся: работа школьного лагеря в период летних, осенних каникул, дни здоровья, турслёты.
Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны.
Таким образом, коррекционная школа делает всё возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие.
Сегодня мне хочется продемонстрировать вам деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья (слайд 9,10,11,12,13).
И счастлив тот человек, который детское восприятие мира сумеет пронести через всю жизнь, не растеряв этот прекрасный дар: видеть всю красоту, умеет радоваться ей, стремиться создавать её своими руками!
Литература.
1) Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология.
2) Асанова И.М. , С.О.Дерябина, В.В. Игнатьева «Организация культурно-досуговой деятельности».
3) Домаренко Е.В. «Культурно - досуговая деятельность».
4) Исаева И.Ю. «Досуговая педагогика».