Статья
«Организация совместной проектно-исследовательской деятельности учителя и обучающихся в рамках учебного предмета «Труд»
Автор: Н.А. Крячко, учитель, педагог-психолог
В целях повышения уровня развития исследовательских умений у младших школьников, считаю необходимым расширить в рабочей программе по учебному предмету «Труд» для 4 класса проектно-исследовательскую деятельность в содержании раздела: «Технологии, профессии и производства», и разработать технологические карты занятий по развитию исследовательских умений у учащихся по двум темам:
- «Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров»: «Монетный двор. Изделие из медалей», «Узелковое плетение. Изделие «Браслет».
- «Использование достижений науки в развитии технического прогресса»: «Исследование космоса. Ракета – носитель».
Хотелось бы поделиться разработанными уроками.
Урок «Монетный двор. Изделие из медалей».
В ходе урока ребята познакомились со способами изготовления медалей техникой тиснения по фольге и с профессией чеканщика.
Анализировали и перерабатывали полученную на уроке информацию в соответствии с поставленными задачами, экспериментальными навыками, постановке целей. При этом у детей развивались монологическая и диалогическая речь, выражали свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Четвероклассники по-новому взглянули на обозначенную в начале урока проблему, стремились использовать нетрадиционные способы решения для изготовления своих проектов-медалей.
Ребята научились видеть нечто новое, необычное в привычных явлениях, активно работали в группах.
В классе работало 4 группы. Каждая группа выполняла свой творческий проект. Представитель группы защищал групповой проект изготовленной медали, по следующему алгоритму паспорта проекта: вид медали, название, техника изготовления, предназначение медали.
В конце урока прошла рефлексия, ребята выразили самоанализ своей деятельности и оценили личные результаты, представив их на «Дереве творчества». Яблочек на дереве прикрепили больше, что свидетельствует о том, что творческое дело прошло удачно и плодотворно. Также дерево было украшено цветочками, что указало на то, что у детей получилось почти все. Один обучающийся прикрепил на дерево красно-желтый листочек, по которому стало понятно, что он не успевал за ребятами своей группы, ему нужно было больше времени.
Следующий урок прошел по теме «Узелковое плетение. Изделие «Браслет». Тип занятия - урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
На предыдущем занятии, за два урока, из класса были сформированы группы по 6 - 7 человек. Ранжирование осуществлялось путем цветных геометрических фигур: красный квадрат (целеустремленные, настырные, веселые); желтый круг (яркие, сообразительные, шустрые); синий треугольник (Отзывчивые, инициативные, дружные); зеленый цилиндр (усердные, пунктуальные, жизнерадостные).
В ходе урока ребята познакомились со способами изготовления браслетов в различных техниках, с профессией «Дизайнер браслетов».
Учащиеся внимательно смотрели подготовленную учителем презентацию «Техника изготовления браслетов: «Макраме», «Бисероплетение», «Тканевое плетение», «Бусенично-кольцевое плетение». Далее ребята перерабатывали полученную информацию в соответствии с поставленными задачами для каждой группы, ставили цель. Учились сотрудничать друг с другом, распределяли обязанности в группах по изготовлению творческих проектов.
Каждая группа, которых было четыре, выполняла свой творческий проект. Активный член группы защищал проект изготовленного браслета, использую алгоритм паспорта проекта.
Самый интересный и продуктивный урок по труду прошел по теме «Исследование космоса. Ракета – носитель».
Ребята в ходе изучения нового материала, задавали много вопросов о Космосе, знаменитых космонавтах, новых технологиях и открытиях. Учащиеся сами рассказывали об искусственных спутниках Земли, международной космической станции (МКС) и о современных ракетах. Каждая группа принесла очень много раздаточного материала для изготовления творческих проектов - различных ракет. Пустили в ход Лего, различные стекла, фольгу, фанеру.
Обучающиеся на уроке познакомились с космическими достижениями, устройством ракеты носителем, переназначением выхода в Космос. А также
с профессиями: «Космонавт» и «Техник полетов».
В каждой группе ребята с удовольствием мастерили свою ракету, добавляя все новые и новые элементы. Рассуждали о своих запланированных полетах в Космос и актуальную тему полета на Марс.
Очень интересно представляла каждая группа свою ракету. Придумали название, непосредственное назначение конкретной ракеты. Даже одна из групп рассказывала о выходе в открытый Космос космонавта из этой ракеты.
Ребята с горящими глазами изучали новый материал и активно работали в течение всего урока.
На подведении итогов, рефлексии, ребята выразили самоанализ своей деятельности и оценили личные результаты на высоком уровне.
Во время проведенных уроков, ребята научились работать в групповых сообществах, находили нестандартные решения, работая над этапами проектов. Ребята презентовали результаты своей деятельности, выступая публично перед одноклассниками.
Вся деятельность была приурочена к общеродительскому собранию, в рамках которого была организованна выставка проектов ребят 4 класса. Родители оценили работы детей на высоком уровне.
Проведенная педагогическая работа способствовала развитию исследовательских умений, посредством продуктивной проектно-исследовательской творческой деятельности на уроках труда. А также проводимая работа положительно сказалась на сплоченности коллектива 4 класса.