основы развития живописного видения у учащихся ДШи в процессе работы над портретом
Преподаватель изобразительного искусства Лихих В. Г.
Статья посвящена анализу научно-теоретических основ развития живописного видения. Особое внимание в ней уделяется актуальным проблемам художественной педагогики, в том числе – методики преподавания живописи в детских школах искусств. Особое внимание уделяется портрету как эффективному средству развития живописного видения учащихся ДШИ и обоснованию точки зрения автора по данному вопросу.
Развитие живописного видения – это одна из важнейших проблем в художественной педагогике. Несмотря на то, что ее изучению посвящены многие труды отечественных и зарубежных ученых, она всегда будет актуальна, поскольку эта способность нуждается в постоянном развитии и упражнении. Особенно остро этот вопрос встает на начальных этапах обучения живописи, когда помимо этой проблемы, возникают проблемы технического характера. Дети, впервые сталкивающиеся с академической живописью, затрудняются с помощью цвета строить форму, пространство и т.д. Тем более, не выучив изобразительной грамоты, им сложно думать о том, что помимо правильности в построении необходимо еще заботиться и о цветовой гармонии, колорите работы.
Процесс развития практических навыков в области изобразительного искусства протекает в тесной связи с усвоением определенных закономерностей восприятия натуры и ее передачи на плоскости. Практически весь процесс обучения живописи обуславливается тем насколько хорошо развито у обучающихся живописное видение. Само по себе, живописное видение – это результат наблюдения и размышления над цветовыми отношениями в натуре, познание свойств предмета в их совокупности. Развитие живописного видения – одна из главнейших задач подготовки учащихся ДШИ, т.к. в дальнейшем, в случае, если это самое живописное видение будет не развито, невозможно будет решать творческие задачи, без должного уровня развития технических умений и навыков, связанных непосредственно с живописным видением [2, с. 99].
Примерные программы по живописи таких учебных заведений, как детские школы искусств предполагает изучение не только всех ее видов, но также основных технологий и техник живописной грамоты. Необходимо отметить, что эффективность овладения программными требованиями по живописи одновременно с другими специфическими факторами также во многом зависит от уровня развития живописного видения.
Мы определяем живописное видение как способность понимать и видеть цветовые отношения натуры, при учете влияния окружающей среды и условий освещенности, характерных для натуры именно в момент ее изображения. По сути, в процессе такого видения в работе появляется правдивость цветовых и световых отношений, а также богатство оттенков, их цветовая гармония и единство, передающие натуру со всей жизненной убедительностью.
Подводя итоги вышесказанного, следует сказать, что в обучении учащихся ДШИ живописи развитие живописного видения является необходимой составляющей не только процесса становления живописца, но также просто процесса овладения живописной грамотой. Однако, к сожалению, проблемы живописного видения зачастую отодвигаются на второй план, и представление о написании работы с натуры подменяются заложенной преподавателями «схемой» тепло-холодности теней и освещенных участков.
Мы в корне не согласны с подобным подходом и считаем, что для того чтобы ученик получал навыки и умения в области живописи, необходимо, в первую очередь, овладеть умением видеть натуру цельно, иметь представление о том, что такое колорит и т.д., а это возможно лишь в том случае, когда задания программы подчиняются логике развития этих умений и навыков. Поэтому мы считаем, что должна быть разработана методическая система, которая будет нацелена на развитие живописного видения у учащихся ДШИ.
Основные задачи развития живописного видения мы относим к трём сферам познавательной деятельности учащегося:
Организации целенаправленного восприятия;
Овладению теорией в области живописи и цветоведения;
Обучению учащихся ДШИ практическим умениям и навыкам в живописи [3].
Целенаправленная методика развития живописного видения помогает даже в начале обучения живописи добиться весьма значительных успехов. С самых первых дней обучения в школе искусств обучение цвету, колориту, а также технике и технологии живописи должно максимально интенсифицироваться. Это должно быть, во-первых, углубленное изучение теории и практики законов цветовой гармонии, зная которые учащийся сможет обогатить свое восприятие и чувство цвета, а, во-вторых, задания, которые своей целью будут иметь раскрытие потенциала каждого отдельного ученика в области живописи [4].
К сожалению, в большинстве случаев, вопросы, связанные непосредственно с цветом рассматриваются в процессе беседы, непосредственно перед занятием. На практике, то есть в процессе написания учебной работы, педагогу чаще всего приходится решать вопросы, связанные с обучением основам живописной грамоты; попытками цветом построить объем, пространство, создать материальность предметов. Также немаловажно уделить внимание освоению технических приемов. В этом случае знания о цвете и цветовой гармонии попросту не актуализируются [1].
Цвет для учащихся школ искусств воспринимается цветом поверхности изображаемого предмета. Этим самым предметным цветом они пытаются написать натуру, в то время как для живописи важно не столько достоверно передать цвета в работе, сколько попытаться найти гармоничное их сочетание, которое будет создавать определенный образ и задавать тон всей работе.
Выбор портрета как средства развития живописного видения у учащихся ДШИ обусловлен несколькими объективными причинами. Во-первых, работа над портретным жанром позволяет ребенку осваивать не только различные техники, но также закономерности построения формы, сохранения пропорций и т.д., то есть все это делает портрет уникальным «упражнением», позволяющим развивать руку и глаз юного художника. Во-вторых, портрет ставит перед ребенком непростую задачу цветового решения: портрет с натуры достаточно сложен, но в свою очередь позволяет развивать в ребенке наблюдательность, умение видеть и чувствовать цвет, приводить натуру к определенной цветовой гармонии, создавать определенный образ с помощью цвета и колорита, т.е. так или иначе вести работу над развитием живописного видения. В-третьих, портрет как жанр интересен детям, и, его, к сожалению, практически нет в программах по изобразительному искусству в ДШИ (чаще всего программы ограничиваются натюрмортами и пейзажами на пленэре). В связи с этим работа с натурщиком для детей необычна, нова, а поэтому – всегда интересна. Поддерживая интерес к работе над портретом, мы можем мотивировать детей на выполнение новых более сложных живописных задач.
Только работая над проблемой развития живописного видения у учащихся ДШИ в комплексе, то есть, задействовав все доступные нам методы и средства, мы можем достичь заметных результатов в обучении юных художников живописи.
Библиографический список
Беда Г.В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Г.В. Беда. М.: Просвещение, 1986. 196 с.
Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии / О.М. Дьяченко. М.: Просвещение,1996. №5. С. 98-104.
Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин. М.: Академия, 2002. 576 с.
Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии/ Е.Л. Яковлева. М.: 1996. №3.