СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Особенности консультирования родителей детей "группы риска""

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье материалы из опыта работы с родителями детей "группы риска". Особенности таких семей, алгоритм работы психолога и упражнения. Семинар на эту тему и слайды можно взять здесь  https://cms.e.jimdo.com/app/sf56eed049f486881/p7ef89e9a30649d17?safemode=0&cmsEdit=1

 

 

Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности консультирования родителей детей "группы риска""»

Особенности консультирования родителей детей «группы риска»


В психологии и педагогике к категории детей «группы риска» относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Воспитание в дисфункциональных семьях является одной из основных причин попадания детей в группу риска.

Самые главные задачи психолога при работе с семьями:

- помочь родителю яснее увидеть, что происходит не только с ребёнком, но и с ним самим,

-поддержать родителя в серьёзном и уважительном отношении к себе и ребёнку,

- а также делиться своими психологическими знаниями и опытом, повышая психологическую осведомлённость родителя при принятии решений.

Сложность специалиста может возникнуть при построении положительных и доверительных отношений с родителями неблагополучных семей, при осуществлении индивидуального подхода и разработке индивидуальных методов воздействия на родителей.

Такие семьи отличает ряд особенностей:

- пренебрежение к окружающему или агрессивность

- в некоторых случаях невозможность выполнять родительские функции

- часто скрывают проблему (мешает стыд)

- перепутана ответственность в отношениях

- по своей структуре личности склонны к созависимости

- фокусируются на негативном опыте чаще, чем на позитивном (механизм обесценивания)

- ощущение собственной «плохости» (чувства вины и стыда) в большей степени препятствует многим родителям самостоятельно обращаться за помощью и поддержкой. За маской гордыни и независимости может скрываться уязвимость и бессилие.

Типичные страхи родителей:

- не умею воспитывать

- воспитаю зависимого

- не справлюсь с трудностями воспитания

- при «стыде» – отвергнет окружение

-при «вине» – исключат из общества, осудят близкие.

Алгоритм работы с такими родителями может быть следующим:

- установить доверительные отношения

- выявить потребность родителя в отношении его ребёнка

-прояснить трудности и страхи

- выявить ресурсы (внутренние и внешние)

-предложить конкретную помощь (индивидуальную или групповую поддержку, участие в программах, пошаговые рекомендации)

Упражнения.

«Про потребности» (можно использовать методику «ДОМ»)

- Вспомнить наибольшую родительскую трудность со своим ребёнком, дать знать другому, в чём она.

- Вспомнить себя в том возрасте, в котором находится их ребёнок. И чего бы хотелось им в том возрасте?

«Список похвальных дел» (обучать замечать позитивные изменения).

Техника «Я-послание» (опора на восстановление границ личности).

- Выбрать место и время для разговора

- Сказать ребёнку о своих чувствах по поводу его конкретного поступка, начиная со слов «Я»

- Сказать ребёнку о своих потребностях(что хочу) вам нужно объяснить, для чего это Вам

- Сказать ребёнку, что Вы намерены предпринять в случае нарушения вашего требования

- Сказать ребёнку, какое Вы имеете право на эти действия

«Список чувств» (использовать после обсуждения в группе)

Рисунки: «Счастливые родители» (в процессе выполнения происходит осознавание собственного отношения, обрушение картинки, меняется эмоциональный фон) Задания:1.Нарисовать рисунок. 2.Описать партнёру, обозначить переживания, размышления и действия 3.Сравнить с тем, как на самом деле 4.Поделиться переживаниями, связанным с этим опытом 5. Есть ли такая возможность, чтобы прямо сейчас что-то изменить? ( в этом месте можно разделять печаль)

Темы рисунков: «Мой трудный день», «Самый непослушный ребёнок», «То, что нам нравится делать вместе», «Я – довольный родитель».

Коллажи: «Мои родительские мечты», «Я и мой ребёнок через 5 лет», « Наш лучший день».

Лепка, поделки. «Дом моей семьи».

Вопросы для обсуждения: - Что чувствовали во время выполнения работы? Что сейчас? Какие мысли возникали? Что осталось в прошлом? На что надеетесь в будущем? Что происходит в данной теме в настоящем? Что можно взять как ресурс для изменения?

Творческие методы для работы с чувством вины

1. Украденная ответственность;

2. Конкурс вины;

3. Мраморные шарики и картофелины.

3. Техники визуализации (работа с внутренним ребёнком, с ощущениями)

Творческие методы преодоления стыда

1. Работа с зеркалом;

2. Использование плюшевых игрушек и кукол;

3. Использование конкретных объектов;

4. Работа с глиной;

5. Рисование и визуализация.

Список литературы

  1. Дубинская В., Статья «Дети наступают», или основы психологического консультирования родителей //Журнал практического психолога, №6, 2010, М.,с.193

  2. Жан-Мари Робин, Быть в присуствии другого: этюды по психотерапии — М., Институт Общегуманитарных Исследований, 2008. - 288с.

  3. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 109 с.

  4. Роналд Т. Поттер-Эфрон, Стыд, вина и алкоголизм — М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 416 с.

  5. Хотчкис С. Адская паутина: Как выжить в мире нарциссизма / Пер. с англ. В. Мершавки. - М.: Независимая фирма Класс, 2011. - 248 с.



27.01.2017г.

Статья опубликована в сборнике по материалам III Городской научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологической службы в образовании» – Казань: Отечество, 2018.-140с.