Особенности консультирования родителей детей «группы риска»
В психологии и педагогике к категории детей «группы риска» относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Воспитание в дисфункциональных семьях является одной из основных причин попадания детей в группу риска.
Самые главные задачи психолога при работе с семьями:
- помочь родителю яснее увидеть, что происходит не только с ребёнком, но и с ним самим,
-поддержать родителя в серьёзном и уважительном отношении к себе и ребёнку,
- а также делиться своими психологическими знаниями и опытом, повышая психологическую осведомлённость родителя при принятии решений.
Сложность специалиста может возникнуть при построении положительных и доверительных отношений с родителями неблагополучных семей, при осуществлении индивидуального подхода и разработке индивидуальных методов воздействия на родителей.
Такие семьи отличает ряд особенностей:
- пренебрежение к окружающему или агрессивность
- в некоторых случаях невозможность выполнять родительские функции
- часто скрывают проблему (мешает стыд)
- перепутана ответственность в отношениях
- по своей структуре личности склонны к созависимости
- фокусируются на негативном опыте чаще, чем на позитивном (механизм обесценивания)
- ощущение собственной «плохости» (чувства вины и стыда) в большей степени препятствует многим родителям самостоятельно обращаться за помощью и поддержкой. За маской гордыни и независимости может скрываться уязвимость и бессилие.
Типичные страхи родителей:
- не умею воспитывать
- воспитаю зависимого
- не справлюсь с трудностями воспитания
- при «стыде» – отвергнет окружение
-при «вине» – исключат из общества, осудят близкие.
Алгоритм работы с такими родителями может быть следующим:
- установить доверительные отношения
- выявить потребность родителя в отношении его ребёнка
-прояснить трудности и страхи
- выявить ресурсы (внутренние и внешние)
-предложить конкретную помощь (индивидуальную или групповую поддержку, участие в программах, пошаговые рекомендации)
Упражнения.
«Про потребности» (можно использовать методику «ДОМ»)
- Вспомнить наибольшую родительскую трудность со своим ребёнком, дать знать другому, в чём она.
- Вспомнить себя в том возрасте, в котором находится их ребёнок. И чего бы хотелось им в том возрасте?
«Список похвальных дел» (обучать замечать позитивные изменения).
Техника «Я-послание» (опора на восстановление границ личности).
- Выбрать место и время для разговора
- Сказать ребёнку о своих чувствах по поводу его конкретного поступка, начиная со слов «Я»
- Сказать ребёнку о своих потребностях(что хочу) вам нужно объяснить, для чего это Вам
- Сказать ребёнку, что Вы намерены предпринять в случае нарушения вашего требования
- Сказать ребёнку, какое Вы имеете право на эти действия
«Список чувств» (использовать после обсуждения в группе)
Рисунки: «Счастливые родители» (в процессе выполнения происходит осознавание собственного отношения, обрушение картинки, меняется эмоциональный фон) Задания:1.Нарисовать рисунок. 2.Описать партнёру, обозначить переживания, размышления и действия 3.Сравнить с тем, как на самом деле 4.Поделиться переживаниями, связанным с этим опытом 5. Есть ли такая возможность, чтобы прямо сейчас что-то изменить? ( в этом месте можно разделять печаль)
Темы рисунков: «Мой трудный день», «Самый непослушный ребёнок», «То, что нам нравится делать вместе», «Я – довольный родитель».
Коллажи: «Мои родительские мечты», «Я и мой ребёнок через 5 лет», « Наш лучший день».
Лепка, поделки. «Дом моей семьи».
Вопросы для обсуждения: - Что чувствовали во время выполнения работы? Что сейчас? Какие мысли возникали? Что осталось в прошлом? На что надеетесь в будущем? Что происходит в данной теме в настоящем? Что можно взять как ресурс для изменения?
Творческие методы для работы с чувством вины
1. Украденная ответственность;
2. Конкурс вины;
3. Мраморные шарики и картофелины.
3. Техники визуализации (работа с внутренним ребёнком, с ощущениями)
Творческие методы преодоления стыда
1. Работа с зеркалом;
2. Использование плюшевых игрушек и кукол;
3. Использование конкретных объектов;
4. Работа с глиной;
5. Рисование и визуализация.
Список литературы
Дубинская В., Статья «Дети наступают», или основы психологического консультирования родителей //Журнал практического психолога, №6, 2010, М.,с.193
Жан-Мари Робин, Быть в присуствии другого: этюды по психотерапии — М., Институт Общегуманитарных Исследований, 2008. - 288с.
Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 109 с.
Роналд Т. Поттер-Эфрон, Стыд, вина и алкоголизм — М: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 416 с.
Хотчкис С. Адская паутина: Как выжить в мире нарциссизма / Пер. с англ. В. Мершавки. - М.: Независимая фирма Класс, 2011. - 248 с.
27.01.2017г.
Статья опубликована в сборнике по материалам III Городской научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологической службы в образовании» – Казань: Отечество, 2018.-140с.