Статья «Особенности монолога как вида речевой деятельности».
Нерсесян Лариса Темуровна
преподаватель
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык.
Монологическая речь является формой речи, продуцируемой одним говорящим. Поэтому она логичней, стройней, чем диалогическая. Предметом монолога является мысль говорящего. Из психологических механизмов наиболее важными являются предвосхищение, умение слышать и правильно оценивать свою речь. Продуктом является текст, результатом — его воздействие на слушающих.
Монолог является результатом активной речевой деятельности и рассчитан на своего рода пассивное и опосредованное восприятие. Однако слушание его другими (аудирование) часто носит активный характер. Говорящий, стремясь повысить активность слушающего, обычно прибегает к обращениям и риторическим вопросам, как бы диалогизируя тем самым свой монолог.
Монологическая речь отличается также индивидуальным композиционным построением и относительной смысловой завершенностью, которые проявляются в той или иной мере в зависимости от жанровой принадлежности (типа текста, например: бытовой рассказ, отчет о проделанной работе, научный доклад, художественный монолог и т.д.) и способа развертывания текста (типа дискурса, например: повествование, описание, рассуждение, убеждение и др.).
Выделяют следующие коммуникативные функции монолога:
информативная — сообщение новой, по мнению говорящего, информации в виде знаний о предметах и явлениях действительности, описание событий, действий, состояний (например, публичная лекция, научное сообщение, производственный доклад);
воздейственная — убеждение слушателя в правоте или несостоятельности тех или иных положений, взглядов, действий и т.д., побуждение к каким-либо действиям или предотвращение действий (например, речь защитника на суде, выступление на митинге, выступление оппонента на защите диссертации);
экспрессивная (эмоционально-выразительная) — своеобразный регулятор для снятия эмоционального напряжения, для описания состояния, в котором находится говорящий, и т.д.;
развлекательная — монолог человека, находящегося на сцене или среди друзей, художественное чтение и т.п.;
ритуально-культовая — высказывание на свадьбе, юбилее и т.п.
Монологическая речь может быть подготовленной и неподготовленной. О соотношениях этих видов речи имеются разные мнения. Раньше предполагалось, что подготовленная речь — это ступень к неподготовленной. Сегодня подготовленная речь рассматривается как самостоятельный вид монологической речи, типичный для конференций, симпозиумов, заседаний и других форм делового общения, требующих предварительной подготовки, планирования, продумывания. Подготовленная речь готовится с помощью самостоятельных творческих упражнений, требующих умения сообщать информативный материал, обобщать и оценивать его, выстраивать в связное, личностно-окрашенное высказывание.
Неподготовленной речи также необходимо обучать — владение ею позволяет естественно и просто общаться, спонтанно реагировать на реакции слушающих.
Форма и содержание монологического высказывания зависят от коммуникативной ситуации, в которой оно рождается. Конкретная ситуация может побудить собеседника к высказыванию, определить коммуникативную цель выступления, вытекающую из данного момента, обусловить конкретную речевую форму в зависимости от обращения к конкретным лицам.
Продуктом устного сиюминутного речепроизводства является устная монологическая неподготовленная речь.
Механизм устно-речевой деятельности может быть объяснен, если его представить в виде многоярусной структуры, характеризующейся одновременностью согласованных, но протекающих самостоятельно на различных уровнях процессов.
Различают следующие уровни речевой деятельности:
1) смысло-интенциональный уровень — не ощущаемый говорящим логико-волевой импульс, нерасчлененное смысловое побуждение, уровень натурального кода ;
2) понятийный уровень — ощущаемый говорящим, изолированные словесные „отпечатки” информационно важных понятий в плане логического членения, высказывания;
3) словесно-синтаксический уровень — подробное заполнение матрицы высказывания соответствующими формами извлекающихся из памяти слов или готовых словосочетаний — уровень развернутой внутренней речи;
4) артикуляционный уровень — активная работа органов речи, уровень звукового кода.
Наиболее значимый вклад в монологическую деятельность вносит механизм первого уровня — на нем зарождается высказывание — его общий замысел.
Эти механизмы наиболее связаны с личностью говорящего, и их нужно всеми средствами развивать с помощью всей системы обучения. Монолог требует большой нагрузки на кратковременную и долговременную память, умение длительное время концентрировать внимание на развитии повествования или рассуждения, увязывать результаты прошлого и сиюминутного мышления (аналитического, образного или ассоциативного) в единое целое по созданию, таким образом, некоторого содержания, согласующегося с целью речевого акта, темой, ситуацией общения.
Однако во время монологического общения возникают следующие трудности, в частности говорящий должен:
-
помнить все, что сказал собеседник в течение предшествующих речевых контактов с ним;
-
помнить все, что было сказано до настоящего момента;
-
представлять все свое высказывание;
-
удерживать в памяти „наворачивающиеся” ключевые слова, связанные с прогнозированием содержания будущих фраз .
К трудностям устно-речевой монологической деятельности также относятся: необходимость сохранять в памяти достаточно длинный текст, логичность следования теме, распределение внимания между содержанием и языковой формой текста, стилистическая однородность.
Необходимость сохранять в памяти сравнительно длинное высказывание, включающее набор данных, а также способности к логико-последовательному изложению мыслей (наблюдений, выводов, фактов, аргументов, событий). Достижение указанных качеств может явиться результатом наблюдений, запоминания, умозаключения, сопоставления.
Важным в обучении монологической речи является адекватный учет ее типологии. Различают разные виды монолога (рассказ, рассуждение, комментирующий монолог, монолог-пересказ и др.). Еще одним принципом обучения монологу может быть многоступенчатый подход к обучению связному высказыванию, то есть поэтапное обучение монологическому высказыванию: сначала одному полному предложению, затем сочетанию двух, далее — трех, четырех, пяти и т. д. предложений.
Одно из существенных отличий монологической речи состоит в том, что она тематична. Темы служат смысловой канвой монологического высказывания, выступают как отражение в речевом произведении объективных связей окружающей действительности. Темы могут быть „объективно” и „субъективно” окрашенными. Первые относятся к жизни общества в целом, вторые — к личному жизненному опыту говорящих.
Единицей монологической речи можно считать сверхфразовое единство. Это группа фраз, выполняющих определенную коммуникативную функцию. Например, это может быть описание способа действия, характеристика отношений, характеристика лица или предмета. В монологе часто реализуется и функция оценки. Группа взаимосвязанных фраз, входящая в высказывание, выражает относительно законченную мысль. Фразы, как правило, представляют собой предложения полного состава. Связь фраз последовательная и параллельная.