Особенности обучения и воспитания младших школьников
в малочисленном классе сельской школы
В сельских школах небольших населённых пунктов зачастую складывается такая ситуация, что в некоторых классах обучается малое количество учащихся. Работа педагога в таких классах имеет свои плюсы и минусы.
Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель имеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Учитель хорошо знает домашние условия обучающихся, при меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей. Уроки в малочисленном классе менее заорганизованы, не встают вопросы дисциплины, ребенок может получить больше внимания к своим нуждам, проблемам, интересам. И в то же время, частые обращения к ученику с вопросами на уроке ведут к психологической нагрузке: дети находятся в постоянном напряжении, испытывают внутреннюю тревожность, душевный дискомфорт.
Сильной стороной работы учителя в таком классе будет индивидуальный подход. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития активности, склонностей и дарований каждого ученика. Трудностью в обучении являются ограниченность круга социальных контактов, дефицит естественных жизненных ситуаций. Большой коллектив открывает большие возможности накопления опыта коллективного поведения. Узкий круг общения в малочисленном классе создает особую психологическую напряженность для детей. При этом малая наполняемость класса делает невозможным использование многих традиционных форм коллективной работы.
Всё это должно способствовать поиску учителем путей повышения качества образования посредством обогащения образовательной среды, включая использование внешних ресурсов в виде Интернета, создания условий для повышения индивидуальной активности самого ребёнка.
Малочисленность класса создаёт условия не только для повышенного контроля, но и для сверхопеки учителя над учениками. Чтобы этого избежать, необходимо учить детей самостоятельно ставить учебную задачу, искать пути ее решения, делать открытия общего способа действий. Например, на начальных этапах изучения нового материала учитель осуществляет непосредственное руководство действиями учеников, а на этапе формирования умений его руководство должно ослабевать, постепенно уступая место самостоятельной деятельности ученика. От учителя зависит учебная атмосфера: отсутствие страха у детей, чувство значимости своего участия в обсуждении проблемы, право на ошибки. Тогда у учеников создаются положительные установки.
Мотивация учения, познавательные интересы школьников в малочисленном классе развиты слабее, чем в многочисленном. Причинами являются отсутствие соревновательности на уроках, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки собственных реальных успехов в учебной деятельности, ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации.
Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики в малочисленном классе быстро устают, отключаются от учебной работы. Это связано с частым обращением учителя к ученику. Все ученики постоянно находятся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание. Они пребывают весь урок в состоянии готовности к ответу. Такой усиленный гиперконтроль со стороны учителя за деятельностью учащихся приводит к увеличению эмоциональной нагрузки на психику ребенка. Поэтому в ходе урока обязательно должен быть предусмотрен краткий отдых – физкультминутки между разными видами деятельности, включение занимательного, игрового материала.
Узкий круг общения в малочисленных классах требует обогащения урока за счет использования разнообразных форм и методов обучения. Основными методами, направленными на развитие ученика, являются методы проблемного обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный. Использование этих методов способствует включению учащихся в активную познавательную деятельность.
Формы работы во время учебы школьников должны часто меняться. Фронтальная групповая работа учащихся на уроке может сочетаться с индивидуальной. В то время как основная масса учеников выполняет предложенные задания, учитель имеет возможность заниматься с одним из учеников. Обстановка, близкая к домашней, в классе настраивает на творческий труд, снимает психическое напряжение. Детям предоставляется свобода для общения.
Учитывая замкнутость отношений, узкий круг общения, учитель может спланировать учебное занятие, чтобы на некоторых этапах учащиеся больше контактировали друг с другом, чтобы педагогическое воздействие оказалось не прямым, а косвенным. У детей сильна потребность в эмоциональном контакте, поэтому особое значение приобретает деятельность учащихся в малых группах. Групповая и парная формы работы дает каждому ученику возможность развить свое мнение, обосновать свою точку зрения, так как обсуждение вопроса происходит с равными себе.
Таким образом, учитель, зная особенности и трудности работы в малочисленном классе, учитывая их, имеет возможность успешно обучать младших школьников, способствуя развитию личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться.