Особенности проектной деятельности при работе с детьми, имеющими нарушение слуха
На современном этапе развития общества, новые образовательные стандарты предусматривают обязательное использование педагогами проектного метода. Поэтому поиск новых средств и методов формирования творческой личности в образовательном процессе, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию – актуальная задача современной педагогической науки.
Проектная деятельность подразумевает самостоятельное открытие обучающимися новых явлений и понятий вместо привычного получения от педагогов знаний и умений в готовом виде. Дети выступают в роли исследователей и первооткрывателей, а их обучение становится более мотивированным. Школьники получают возможность развивать свои интеллектуальные и духовные способности. Проектная деятельность - это еще и интеллектуальный труд.
Метод проектов помогает сформировать личность, которая умеет самостоятельно справляться с потоком информации.
Работая с детьми, имеющими нарушение слуха, можно отметить, что у данной категории детей имеется естественное ограничение на организацию проектной деятельности.
В развитии человека слух играет первостепенную роль. Нарушение слуховых функций приводит к невозможности качественно воспринимать звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведёт, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно-логического мышления.
У детей с нарушением слуха наблюдается кратковременная память, бедность словаря, трудности коммуникации, низкий уровень предметной деятельности. Стойкое нарушение слуха как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом.
У таких детей очень плохо развито умение работать самостоятельно, искать информацию, применять знания на практике, общаться друг с другом. Перед педагогами школы-интерната всегда стоял вопрос, как помочь таким детям? Как максимально скорректировать и компенсировать имеющийся слуховой дефект и развить потенциал, научить слышать все многообразие окружающей среды, научить думать, выражать свои мысли, применять полученные знания не только в стенах школы, но и в реальной жизни.
Использование метода проекта позволяет частично решать эти проблемы, потому что обучение идет через деятельность. Невозможно заставить учащихся работать над проектом, если они не знают, о чем идет речь и как приступить к работе. А имеющиеся знания можно дополнить путем вбрасывания, но в очень ограниченном количестве, и в те моменты, когда ученикам будет ее не хватать.
Начинать вовлекать учащихся с нарушением слуха в проектную деятельность нужно обязательно с начальных классов, что мы и осуществляем в своей работе.
Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи.
При использовании метода проектов с детьми, имеющими нарушение слуха, всегда стараемся учитывать особенности, речевые и психофизические возможности обучающихся.
Следует помнить, что нормально-развивающийся ребенок многое усваивает в процессе повседневного общения, в самостоятельной деятельности, а нарушения, имеющиеся у глухого или слабослышащего ребенка, являются препятствием для развития познавательной активности, самостоятельности.
Если при использовании метода проектов в общеобразовательной школе учитель выступает как наблюдатель, который только создает условия для проявления активности учащихся, педагог в специальном образовательном учреждении при организации проектной деятельности берет на себя роль «соучастника» и уделяет большое внимание использованию так называемой «направляющей помощи».
Мир слабослышащих и глухих детей – это особый мир. Мир, в котором дети отгорожены от палитры звуков тишиной, поэтому жест, мимика, печатное слово, зрительный ряд имеют важное значение. во время работы над проектами с любой возрастной категорией детей, требуется большая предварительная и кропотливая работа, которая включает в себя наблюдения во время прогулок, закрепление словаря, экскурсии, игры, беседы, чтение литературы, инсценировки, рисование рисунков, лепка, аппликация.
Так, начиная работать над проектом «Время года – осень» с обучающимися воспитанниками 1 классов, выяснилось, что некоторые из них не знали названия месяцев, признаки осени, поэтому необходимо было расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. Во время ежедневных прогулок проводилось с детьми наблюдение за погодой, природой, так как с приходом осени все вокруг меняется: и природа и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за похолодания. Полученные знания на прогулке, дети отражали в рисунках, аппликациях, играх, написаниях рассказов, новые слова, термины, явления записывали в словариках. Постоянно шло обогащение словаря. Дети научились замечать изменения, происходящие осенью в природе. Итогом проекта было изготовление книжки-малышки «Время года - осень» и показ презентации. В старшем возрасте воспитанники школы-интерната выполняют более сложные и замысловатые проекты, а знания, полученные при работе над проектом, используют на практике.
Чтобы расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о людях, чьими именами названы улицы родного города, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города, воспитанниками школы-интерната была представлена большая и интересная проектная работа «Наш край родной».
Чтобы представить данный проект к защите, воспитанниками школы вместе с педагогами, была проделана очень большая работа.
Выявить склонности, способности и возможности обучающихся в школе, представить им максимально широкий спектр профессий, в которых могут быть востребованы люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху – это задачи, которые были поставлены в проектах под общим названием «Профессии, которые мы выбираем».
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину.
Основное направление таких проектов – профессиональное самоопределение. На выходе из школы учащиеся должны иметь представление о мире профессий и соотносить свои возможности с реалиями профессионального мира.
Не секрет, что выпускнику с ОВЗ по слуху сложнее получить профессиональное образование и найти достойную работу, стать профессионалом, востребованным на рынке труда.
Педагоги школы стремились найти такие формы работы над проектом, которые интересны для обучающихся и отвечают современным требованиям. Ребята посещали различные предприятия, встречались с работниками, получали ценную информацию, были участниками дегустации продукции предприятий, учились создавать презентации своих проектов, использовать современные технические средства обучения, снимать фильмы.
Для учащихся с нарушением слуха обязательной частью работы над проектом является обогащение активного и пассивного словаря. Ребятами специально создавался картинный словарь профессиональных терминов, тщательно готовились выступления на конкурсах.
В результате проектной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. Кроме того, дети учатся вести диалог, отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, влияет на умение общаться, выстраивать отношения с окружающими людьми и дает ребёнку с ОВЗ почувствовать себя успешным. Это очень важно для обеспечения успешной социализации детей.
Список литературы:
1. Баева Ю.Ф. Метод проекта как современная педагогическая технология. – Томск: Вестник государственного педагогического университета, 2012
2. Ершова Л.О. Метод проектов в работе с детьми с ОВЗ. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2010
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
4. Старцева С.М. Проектная деятельность по организации взаимодействия педагогов ОУ при работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ. – Югра, 2016
5. Тодорина Д.Л., Криволапова Н.А., О.Г., Завьялова. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога. – Курган: КГУ, 2013