ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Ольга Ивановна Елисеева,
педагог-психолог МДОУ детского сада комбинированного вида №3 «Ромашка»,
г. Серпухов
Раскрывается особенности валеологического воспитания с детьми дошкольного возраста с дефектами речи. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии, должным образом, усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься общественно-полезным трудом.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологических и социальных проблем в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведет к положительным результатам. Для того, чтобы понять, что такое валеологическое воспитание необходимо рассмотреть понятие: валеология.
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании здоровья, управлении им. Применительно к дошкольному образованию валеология ставит целью обучение детей с нарушением зрения основным правилам и нормам укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.
Валеологизация педагогического процесса в ДОУ является на современном этапе важной задачей, актуальность которой усиливается прогрессирующих ухудшением здоровья детей дошкольного возраста на фоне рискогенных факторов образа жизни и снижения возможностей профилактической медицины.
Эффективность валеологического сопровождения в настоящее время снижена за счет недостаточного уровня валеологической грамотности и активности субъектов педагогического процесса в ДОУ. Большинство сотрудников ДОУ и родителей имеют проблемы, связанные с нездоровым образом жизни.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей с нарушением речи.
Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%.
Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим недоразвитием речи (ОНР).
Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка. ОНР может наблюдаться при дизартрии, ринолалии, алалии, афазии.
Анализ литературных источников позволил выделить два основных подхода к классификации общего недоразвития речи: психолого-педагогический (предложен Р.Е. Левиной) и клинический (представлен в работах Е.М. Мастюковой). Два подхода рассматривают ОНР в различных аспектах, взаимно дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи. И очень важно, чтобы для таких детей лечение сочеталось с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.
Огромную роль в развитии детей с нарушением речи играет физическая активность. При валеологическом воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют речевую активность. Важно учитывать рекомендации учителя-логопеда и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках. Другой особенностью детей с нарушением речи является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.
Концептуальной основой нашей педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.
Для этого будет необходимо решить следующие задачи:
создать развивающую среду – пространство самореализации;
помочь ребёнку с ОВЗ накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
стимулировать дошкольника с нарушением речи включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
Организация валеологического образования достигается также посредством использования в педагогическом процессе технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья воспитанников, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач.
Включение дошкольников с ОВЗ в реальную деятельность по укреплению и сохранению собственного здоровья позволяет нам говорить о здоровьесберегающей деятельности самого ребенка.
Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формирование элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает в себя:
• физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое, стройное тело»);
• соматическое здоровье («Я здоров, у меня ничего не болит»);
• психическое здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение»);
• нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»).
Формирование представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». Волгоград: Учитель, 2007. С. 151.
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками М., 2004.
Береснева З.И. Здоровый малыш. М, 2004.
Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М., 2010. С. 160
Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. М, 2003.
Кудрявцев В.Г., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М, 2000.