СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Пальчиковые игры в школе и дома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведена выборочная подборка пальчиковых игр, используемая на занятиях Заниматики для детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Пальчиковые игры в школе и дома"»

Статья

«Пальчиковые игры в школе и дома»


Одной из важнейших составляющих на занятиях Заниматики являются игры на развитие мелкой моторики рук, а именно «пальчиковая гимнастика». Эти игры можно проводить как, в школе, так и дома. Они увлекательны и разнообразны, способствуют ориентированию в пространстве, развитию воображения, речи, творческой деятель­ности. Пальчиковые игры непосредственно связаны с окружающим миром — предметы, жи­вотные, люди, их деятельность, явления природы - все это можно охватить с помощью наших пальчиков. В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движе­ния взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управ­лять своими движениями, концентрировать внима­ние на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры могут сопровождаться рифмованными историями, сказками, стихами, музыкой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Игры могут быть, как индивидуальные, так и парные.

При изучении таких разделов Заниматики как, «Количество и счет», «Ориентирование в пространстве и времени», «Времена года», педагог использует разнообразные и увлекательные пальчиковые игры, делая занятия более интересными и эффективными. Научившись играть, дети с удовольствием используют их не только на уроках, на пере­менах, но и дома.

При использовании пальчиковых игр следует помнить два важных правила.

Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномер­но;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаб­лять пальцы (например, потрясти кистями рук).

Предлагается выборочная подборка пальчиковых игр, используемых на занятиях Заниматики:

Игра «Имена для пальчиков»

Пять пальцев на руке своей

Называть по имени сумей.

Первый палец — боковой (ребенок держит большой пальчик)

Называется Большой.

Палец второй —

Указчик старательный (ребенок держит указательный пальчик)

Не зря его называют Указательный.

Третий твой палец

Как раз посредине (ребенок держит средний пальчик)

Поэтому Средний дай ему имя.

Палец четвертый зовут Безымянный (ребенок держит безымянный пальчик)

Неторопливый он и упрямый.

Совсем как в семье

Братец младший любимец (ребенок держит мизинец)

По счету он пятый,

Зовется Мизинец.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать!

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хотя не очень… чистые. (на первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке. на следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки, на шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке, на последние строчки – помахать пальчиками обеих рук).

Игра «Пальчики-грибочки»

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!

Игра «Сколько птиц?»

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).

Игра «У Лариски – две редиски»

у Лариски – две редиски, по очереди разгибать пальчики

У Алешки – две картошки,

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца,

А у Вовки – две морковки,

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

Игра «Семь сыновей»

У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей (показать семь пальцев),

Все без бровей (очертить брови пальцами),

Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам),

Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом),

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы),

Вот с такой бородой (показать руками большую бороду)!

Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев).

Игра «Четыре братца»

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак!

- Здорово, Васька-указка,

Мишка-середка,

Гришка-сиротка,

Да крошка-Тимошка! (на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим все остальные пальцы).




Игра «ПЯТЬ УТЯТ»

Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт, "Киваем" кистью руки ("мамой-уткой")

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Игра «Десять котят»

Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу. Локти должны опираться

на стол. Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев. Ребенок

постукивает соответствующими пальцами друг о друга – от большого к мизинцу.

У Мурочки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Игра «Часы»

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленок до макушки).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Игра «Наша семья»

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Игра «Дни недели»

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки») 
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).

Всех

Подружекввоскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Игра “О левой и правой руке”

Смотрите-ка, вот две руки:

Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть -

И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)

В носу умеют ковырять –

И правая, и левая! (хм. ковыряем в носу по очереди каждой рукой)

А если кто-то завопит,

И правая, и левая

Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)

С руками я всегда дружу –

И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая! (обхватываем себя руками – обнимаем)

Игра «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку).

Игра «Весна»

Пальцы складываем щепоткой, качаем ими.

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из - под старой травки
(Ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из - под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

Игра «Поздняя осень»

Ветер северный подул, подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились ладони зигзагами плавно опустить на стол

и на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил, постучать кулачками по столу

Снег потом припорошил, плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл. ладони прижать крепко к столу.

Примеры упражнений с использованием пальчиковой гимнастики с

предметами.

Игра «Мячик»

с использованием мяча-ежика.

Я мячом круги катаю,

Взад перед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И помню его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку)


Игра «Котенок кусака»

с использованием бельевой

прищепки.

Поочередно «кусать» прищепкой

ногтевые фаланги от указательного к

мизинцу и обратно, на ударные

слоги стиха. После первого

двустишия-смена рук.

Кусается больно котенок-малыш.

Он думает: это не палец, а мышь

Но я же играю с тобою, глупыш,

«А будешь кусаться», - скажу

тебе: «Кыш!»



Игра «Перехваты»

Перехватывать карандаш

согнутыми указательными

пальцами левой и правой рук.

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш.

Будет весело у нас.

Взять карандаш большим и

Игра «Дудочка»

указательным пальцами и, не

помогая себе другой рукой,

перехватить его большим и средним

пальцами, большим и безымянным и

т.д.

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают,

Как на дудочке играют.


«Собираем брёвнышки»

Поднять со стола карандаш или

счетную палочку: большим и

указательным пальцами, большим и

средним, большим и безымянным,

большим и мизинцем.

Братья помогают папе,

Старший братик и меньшой,

Очень ловко и умело,

Поднимают груз большой.

Игра «Дрова»

Необходимо собрать одной рукой

как можно большее количество

карандашей или счетных палочек.

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем папе помогать.

Повторить упражнение второй

рукой.


Игра «Луна»

Ручка между большим, средним и

безымянным пальцами правой

руки, чертят в воздухе круги по

часовой стрелке и против.

Ночью смотрим из окна,

Видим – полная луна.

Утром мы возьмём альбом,

Нарисуем небо в нём.


Игра «Пилот»

Кладут ручку на середину

безымянного пальца правой руки.

Ладонь – вниз. Указательный,

средний и мизинец сверху ручки, покачивают.

Мы зажали карандаш,

Отогнулся пальчик наш,

Он теперь у нас пилот –

Отправляется в полёт.


Игра «Бусинки-горошки»

Катать горошины или бусинки

указательным пальцем,

средним, безымянным и мизинцем.

 Покатаю я в руках

 Бусинки, горошки.

 Станьте ловкими скорей,

 Пальчики, ладошки.

Игра «Ходули»

С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:

Человечек не скучает,

По тропиночке шагает,

Он к болоту подошел

И по кочкам всем прошел.





Игра «Горошки»

С использованием гороха.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок,

большим и указательным пальцами

берет горошины одной за другой

и удерживает их в руке, и так

набирает целую горсть.



С блюдца я беру горошки

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки-

Руки держат все горошки.


Игра «Орешки»

Перекатывать два грецких ореха или камешка.

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это очень мне поможет

цифры ровные писать.

Список литературы:


  1. Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

  2. Узорова О.В., Нефедова Е.А., «Пальчиковая гимнастика», издательство «Астрель», М.;2010