Статья «Память и мышление младших школьников»
Автор статьи: Гревцева Наталья Викторовна
Следует отметить, что в первые годы обучения в начальной школе происходят различные значительные изменения во многих сферах жизни ребёнка, в том числе в его психическом развитии. Это проявляется и в изменениях в познавательной сфере, в развитии личности, и во взаимоотношении со сверстниками и взрослыми. Важнейшим видом деятельности в жизни ребенка этого возраста является обучение, которое определяет важные изменения в психическом развития ребёнка. Необходимо отметить, что в учебной деятельности усвоение научных знаний, умений и навыков является главной целью и основным результатом деятельности.
Обратимся теперь к понятию «память», как к важнейшей характеристике психической жизни. В этом отношении проблема памяти является одной из важнейших проблем в психологии. В зависимости от способа хранения информации выделяют мгновенную память, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Кратковременная память сохраняет обобщённый образ воспринятой информации, и её наиболее значимые элементы в течение короткого периода времени. В то же время кратковременная память используется для удержания информации, необходимой для выполнения какого-либо действия или операции, в течение заранее определённого периода времени. Продолжительность рабочей памяти может составлять от нескольких секунд до нескольких дней.
Чтобы каким-то образом увеличить результаты обучения и развитие логического мышления можно, применив приёмы дифференцированного подхода, которые направлены на оптимальное использование зоны ближайшего развития учащихся. Этого можно достичь только с помощью взрослого.
Дети различаются уровнем подготовленности к школе и обучаемостью к рациональному мышлению, вниманием, свойством памяти и многое другое.
При изучении таблиц умножения и деления, учащиеся приобретают новые математические знания, что способствует развитию их логического мышления, и связывают теорию с практикой.
Таким образом, приходим к выводу, что роль качественного усвоения младшими школьниками, например, табличного умножения и деления велика для формирования прочных вычислительных навыков.
Если рассматривать мышление, то в развитии мышления младших школьников можно выделить две основные стадии. В первом-втором классах мышление младших школьников во многом похоже на мышление дошкольников (стадия интуитивного мышления), что проявляется в анализе учебного материала, который проводится по наглядно-действенному и наглядно-образному плану. В третьем классе мышление переходит во вторую стадию (стадию конкретных операций), которая требует от учителя демонстрации связей, существующих между отдельными элементами усваиваемых сведений. Кроме того, к третьему классу дети овладевают родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, то есть классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это говорит о том, что формируется формально-логическое мышление.
Немаловажно, что в процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи, такими как письменная речь, монологическая, а также приемами художественной литературной речи. Необходимо отметить, что речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и ее овладение идет на уроках родного языка по линии звуко-ритмической, интонационной стороны речи; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов.
Память детей младшего школьного возраста, характеризующаяся непроизвольностью, развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. При этом изменения в развитии памяти связаны с тем, что дети впервые начинают реализовывать специальные меметические задачи. В младших класса дети приобретают навыки запоминания. Продуктивная и произвольная память зависит от того, на каком уровне ребёнок понимает характер задачи запоминания и овладевает приёмами запоминания и воспроизведения.
Интеллектуальная деятельность в младших классах – это одновременно и деятельность памяти, а мышление, речь и семантическая память неразрывно связаны между собой.