Просмотр содержимого документа
«Статья "Патриотическое воспитание средствами школьного музея"»
Хантаев Иван Григорьевич
Преподаватель истории и обществознания
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
carlito91@yandex.ru
Патриотическое воспитание средствами школьного музея.
Патриотическое воспитание в нашей стране сегодня сталкивается с естественными трудностями. Данная ситуация связана с множеством факторов, назову некоторые известные из них: Во-первых, смена политического режима в сторону демократизации повлекла идеологический вакуум в 1990-2000 гг. в обществе, который стал заполняться лишь в последнее десятилетие. Во-вторых, Россия, присоединившаяся к общему процессу глобализации, получила помимо культурных и экономических возможностей и связей с мировым сообществом, и логичные издержки – подрастающее поколение стало взращиваться под влиянием иностранного образа жизни и ценностей, а другая часть подростков стала связывать своё будущее с трудоустройством за границей. В-третьих, развитие информационных технологий и Интернета в последнее десятилетие ускорило запущенные процессы культурной глобализации, названные выше, но на детях это отражается ещё сильнее, в виду их несформированного мировоззрения, отсутствия жизненного опыта.
Назревает проблема антипатриотического настроения и нездорового скептического отношения к государству в подростковой среде. Возможно, говорить, как о всеобъемлющей проблеме это опрометчиво, но по крайней мере нередкие проявление таких настроений можно увидеть. Решение данной проблемы должно быть комплексным и долговременным, как со стороны государства, так и со стороны общественных учреждений и семьи. Я хочу остановиться на примере работы школьного музея, как одного из инструментов патриотического воспитания.
Воспитать патриота, взрастить патриотические чувства сложно.
Подростки чутко чувствуют, когда им врут и грубо навязывают мнение. Поэтому чтобы посеять семя любви к Родине, нужно действовать искренне и честно – не заставлять, а содействовать изучению истории родного края и страны в целом, ярко обозначать памятные события из истории нашего государства и подробно отражать участие в них наших земляков и родственников. Иллюстрировать живыми примерами взаимосвязь интересов граждан и государства.
Невозможно любить то, что не знаешь и не уважаешь. Через деятельность школьного музея можно данную работу провести – узнать и начать уважать страну и её многонациональный народ. Например, через создание «Аллеи Героев войны», дети, собирая информацию об их родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной Войне, будут непосредственно не только изучать историю своей семьи, но и осознавать свою причастность к государству, вдохновляться славными подвигами защитников Отечества и сопереживать поколению войны.
Другим примером будет работа по созданию виртуальной экспозиции «История гимназии». Участие в создании материала и дальнейшее знакомство учеников с данным проектом позволит узнать не только интересные страницы из истории школы, информацию об известных учениках и учителей, но и интегрировать нынешнее поколение гимназии в школьную историю, тем самым установив связь поколений выпускников и современных учащихся.
Заключительным примером будет являться работа актива школьного музейного кружка. Актив музейного кружка подготавливая экспозиции, готовясь к проведению экскурсий, то есть проводя огромную самостоятельную исследовательскую и коммуникативную работу получит непосредственную возможность углубиться в историю родного края, возможность сформировать своё отношению к изучаемым событиям, лично увидеть опыт поколений. Данный практический опыт как раз-таки и является почвой для складывания патриотических чувств. Здесь масштаб охвата кажется меньше, но не стоит заблуждаться, актив школьного музейного кружка будет периодически обновляться.
Для части читателей это покажется незначительным или слишком оптимистичным, но любое монументальное здание строится постепенно, так и патриотизм складывается не сразу. Работа по патриотическому воспитанию должна быть всесторонней и постоянной, деятельность школьного музея лишь один из способов. Успех нашей общей задачи будет не сразу, но если каждый – государственные органы, общественные организации, высшая и средняя школы, семья ответственно отнесутся к своей сфере полномочий, то положительный результат возможен.