СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Педагоги, родители, учащиеся: проблемы сотрудничества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач – чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Педагоги, родители, учащиеся: проблемы сотрудничества"»

"Педагоги, родители, учащиеся: проблемы сотрудничества" Ж.Р.Муратова МБОУ СОШ № 5

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

(В.А.Сухомлинский)

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношение между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. В современной школе меняется многое: ее структура и содержание учебно-воспитательного процесса, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов и к внешкольной воспитательной работе. Управление школой становится демократичным, а значит, более демократичными становятся отношения в «педагогическом треугольнике»: учитель – ученик – родитель». Порой ведутся разговоры о том, что школа вообще не должна работать с родителями, ибо воспитание детей – дело семьи. Но мы, педагоги, знаем, что это не так. Да, многое изменилось, ушло, но остались родители и дети – с их радостями, горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, осталась потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию, педагога. Остались учителя, нуждающиеся в сотрудничестве с родителями. В современных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально - бытовыми проблемами, когда дети предоставлены себе и пресловутой улице, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребенка совместно со школой. Родители должны увидеть своего ребенка среди сверстников, чтобы понять, что любые спорные вопросы можно решать, уважая при этом своего выросшего ребенка внимательно и справедливо оценивать его доводы. В планирование воспитательной работы большое внимание мы уделяем участию самих родителей во внеклассных мероприятиях. Например, в классе есть традиция посещать музеи, совершать походы вместе с родителями. Это позволяет родителям и детям открыть друг в друге раннее не увиденное. Такой подход к организации работы с родителями позволяет нам избежать рутинности, однообразия, а иногда может повлиять на родителей ученика больше, чем все родительские собрания, проводимые в классе. Однако привлечение родителей к воспитательной работе школы имеет определенные трудности: - родители мало знакомы друг с другом, с детьми класса и школы; - родители загружены работой; - родители заняты домашними делами; - плохо представляют, какую реальную пользу могут принести классу, школе и детям; - часто родители занимают позицию сторонних наблюдателей, ожидающих результатов деятельности, проводимой без их участия. Все это требует целенаправленной работы по созданию классного родительского коллектива, по привлечению родителей к участию в жизни школы. Одним из важнейших направлений в работе считаем психолого – педагогическую диагностику. Без диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей. Диагностику проводим трижды: предварительную, оперативную, итоговую. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов. Старый школьный афоризм гласит: « Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи. Особенностей и условий воспитания ребенка. Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняем мы, учителя. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если мы, учителя, исключим в работе с родителями дидактизм, не будем поучать, а советовать, размышлять вместе с ними, договариваться о совместных действиях; тактично подводя их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна показать, что мы, педагоги нуждаемся в родителях, в объединения усилий, что родители – наши союзники, и мы не можем обойтись без их совета и помощи. На первой встрече с родителями учащихся мы проводим анкетирование: - Какие качества своего ребёнка Вы можете назвать? - Какие положительные качества своего ребёнка Вы считаете главными? - Каким Вы хотели бы видеть своего ребёнка в конце учебного года? Такая работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с родителем учащегося, добиться большого взаимодействия в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Поэтому мы и включаем в план работы беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения, вовлечение родителей в организацию досуга детей на каникулах, в проведении внеклассных мероприятий, конкурсов, праздников, соревнований. Привлечение родителей к работе в составе родительского комитета школы и класса. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе - завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Системное тесное сотрудничество с родителями позволило обеспечить повышение ученой мотивации; доверительные отношения; повышение качества успеваемости; отсутствие правонарушений со стороны учащихся. Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач – чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.