Педагогические технологии, используемые в процессе обучения иностранному языку. Из опыта работы.
Полупанова Е.А.,
преподаватель КГБ ПОУ НПГТ
В основе ФГОС СПО лежит компетентностный подход, поэтому недостаточно сделать занятия только познавательными и интересными, они должны быть наполнены деятельностью студентов, способствующей формированию общеучебных умений и развитию самостоятельности учебных действий. Этому требованию отвечает системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина.
Системно-деятельностный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как, ИКТ, игровые технологии, коммуникативная технология, технология исследовательской и проектной деятельности, активные методы обучения. Особое внимание я уделяю системе в обучении, считая это необходимым условием для успешного овладения дисциплиной. С моей точки зрения, основные проблемы в нашей системе образования появились из-за перехода на линейную систему преподавания. Работая по концентрической системе, мы каждый раз повторяли с обучающимися материал, расширяя и углубляя его. Это позволяело добиваться прочного усвоения материала. По линейной программе обучающиеся постоянно двигаются вперед, изучая огромный объём материала, не всегда усваивая его.
Изучение иностранного языка в техникуме делится на два этапа: 1 курс (117 часов) и 2-4 курсы (170 часов). Это позволило сделать весь курс обучения иностранному языку концентричным. На первом курсе обучающиеся проходят практически все темы, которые затем на более сложном уровне изучаются со 2 по 4 курс.
Итак, первый курс – базовый, основа дальнейшего успешного обучения и очень важно, чтобы студенты на первом курсе хорошо усвоили весь материал. Поэтому органичной частью занятий стала работа студентов с рабочими листами, которые готовятся к занятиям по всем темам. Выполнение заданий дает обучающимся возможность закрепить изучаемую тему. Используются упражнения: распределить слова в алфавитном порядке, по смысловым группам, вставить пропуски в слова, восстановить слова, составить словосочетания и предложения с помощью подстановочных таблиц, прочитать и перевести текст, ответить на вопросы по тексту, составить диалог по тексту, составить высказывание по теме. Таким образом с помощью упражнений студенты могут отработать лексический материал на уровне слова, словосочетания, предложения и текста; развивать навыки чтения, перевода, диалогической и монологической устной и письменной речи.
Чтобы повторять изученный на первом курсе материал, созданы технологические карты по всем темам с 1 по 4 курс. Каждая тема со 2 по 4 курс начинается с того, что студенты повторяют пройденный материал. На слайде Вы видите технологическую карту первого занятия по теме «Нет лучше места, чем дом». И начинается она с повторения той лексики, которую они изучали на 1 курсе.
Изучая грамматический материал, мы заполняем таблицу на протяжении всего времени обучения, с 1 по 4 курс.
На 1 курсе – времена группы Simple.
На 2 курсе – времена группы Continuous.
На 3 – Perfect.
На 4 – Perfect Continuous.
Причем сначала студентам показывается, как, кратко и понятно, надо записывать довольно сложный грамматический материал, а затем уже обучающиеся, с помощью наводящих вопросов, сами заполняют таблицу. Таким образом, мы не только обобщаем и систематизируем его, но и каждый раз повторяем уже изученные темы. Делается это для того, чтобы у студентов сформировалось четкое представление о системе видовременных форм английского глагола, и они увидели разницу между двумя языками. Кроме того, им легче усвоить такие темы, как формы инфинитива, причастия и герундия с помощью этой таблицы.
Использование системно-деятельностного подхода в обучении имеет, с моей точки зрения, несколько преимуществ:
- педагог сам осмысливает весь материал, имеет четкую систему введения, закрепления и применения изученной темы;
- все обучающиеся работают на протяжении всего занятия, а не только те несколько минут, когда именно их опрашивают;
- на каждом занятии можно оценить работу каждого студента;
- этот подход сочетается с различными современными образовательными технологиями;
- это позволяет разрабатывать самые разнообразные задания различной сложности;
- готовые рабочие листы помогают студентам, если они пропустили занятия, восполнить пробелы и отработать пропущенные часы.
4