СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Первые христиане на Руси. Князь Владимир и выбор веры".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Первые христиане на Руси. Князь Владимир и выбор веры" может быть использована в 6 классе на уроках истории России или МХК.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Первые христиане на Руси. Князь Владимир и выбор веры".»

Первые христиане на Руси.

Учёные считают, что с верой во Христа русские познакомились намного раньше официального принятия христианства. В «Повести временных лет» - древнейшем своде русских летописей – есть рассказ о том, как на Русскую землю приходил апостол Андрей Первозванный. По преданию, именно он указал, где возникнет город Киев и что у Киева будет великое будущее. Этот рассказ, даже если он является мифом, имеет важное символическое значение.


Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских.


Андрей Первозванный впоследствии считался покровителем русского военно-морского флота, и военно-морской флаг, кормовой флаг всех русских военных кораблей, назывался Андреевским. Флаг белого цвета пересекается по диагонали двумя голубыми полосами, образующими косой крест. По преданию, на кресте такой формы апостол Андрей был распят в греческом городе Патры по распоряжению римского магистрата за проповедь христианства. Андреевский флаг был учреждён Петром I в 1699 г. и существовал в русском военном флоте до 1917 г., а затем был восстановлен в 1992 г.

В летописях сохранились рассказы о крещении полулегендарных киевских князей Аскольда и Дира во время похода на Византию. Аскольд в крещении получил имя Николай в честь святого Николая Мирликийского. Этот эпизод историки иногда именуют «первым крещением Руси».

Аскольд и Дир.

В середине Х века русская княгиня Ольга (жена убитого древлянами князя Игоря) приняла христианство во время своего визита в Царьград (Константинополь). В летописи сказано, что крестил её сам константинопольский патриарх Полиевкт, а её крестным отцом стал сам император Константин Багрянородный.

Княгиня Ольга. В.Васнецов.

Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. Конец ХIХ века.



Позднее княгиня Ольга была причислена к лику святых. Вернувшись в Киев, Ольга просила принять крещение и своего сына Святослава, но он лишь насмехался над её словами.

Князь Святослав

Когда от рук печенегов Святослав погиб, Ольги уже не было три года. Сохранилось жуткое предание о том, что из черепа Святослава печенежский князь сделал чашу, что вполне могло быть суровым намёком: такая судьба ждёт всякого, кто не примет истинную христианскую веру.

О княгине Ольге Нестор-летописец сказал так: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед Солнцем, как заря перед светом». Солнцем же, «Красным Солнышком» русских былин, предстояло стать её внуку, одному из сыновей Святослава Владимиру Святославовичу.



Князь Владимир


Ещё нельзя не упомянуть о деятельности братьев Кирилла (Константина) и Мефодия, миссионеров, которые путешествовали по славянскому миру, проповедовали веру во Христа, были составителями славянской азбуки и занимались переводом Священного Писания на славянский язык. Благодаря им стал складываться славянский литературный язык, на котором славяне вскоре прочитали Библию и другие церковные книги.


Братья Кирилл и Мефодий.


Христианская вера распространилась в конце IX века среди болгар и стала в Болгарии государственной религией. Именно через Болгарию христианство пошло дальше, попав, таким образом, на северо-восток, в другие славянские страны и на Русь. Кирилл и Мефодий посетили Херсонес и внесли неоценимый вклад в дело утверждения христианства в нашей стране. Они прозваны равноапостольными святыми, и православный народ России чтит их память.


Язычество князя Владимира и выбор веры.


Владимир в момент завоевания Киева был убеждённым язычником. После убийства брата князь приказал устроить на одном из городских холмов языческое святилище – капище. Здесь в 980 г. были установлены статуи племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Во главе пантеона он поставил бога-громовержца Перуна. Владимир, собирая изображения племенных божеств в своеобразный пантеон, стремился таким наивным способом создать единую общегосударственную религию.

Капище у озера. В.Иванов. 1990-е гг.



Язычество на Руси в этот период переживало подъём: идолам приносились человеческие жертвы, князь и значительное число горожан с явным одобрением воспринимали эти кровавые ритуалы, которые, судя по всему, в предшествующие десятилетия были почти забыты (по крайней мере, в Киеве). Князь Владимир на страницах летописи предстаёт как закоренелый язычник: он отличался сластолюбием и многожёнством. Летопись говорит о пяти, так сказать, законных жёнах и невероятном количестве наложниц князя, которых «было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове…». Однако даже сам Владимир вскоре почувствовал, что возрождение культа предков является делом бесперспективным.

В 983 г. в Киеве от рук фанатиков-язычников погибли христиане-варяги – отец и сын, из-за того, что отец не выдал сына, выбранного жрецами в жертву идолам. Это произвело сильное впечатление на Владимира. И князь решил привести Русь к почитанию одной из мировых религий.

Согласно «Повести временных лет», написанной в XII веке, Владимир принял у себя священнослужителей-миссионеров. Это были грек-философ из Константинополя (от православных христиан), епископ из Рима (от христиан - католиков), от волжских булгар


Великий князь Владимир избирает религию.

И.Эггинк. 1887 г.


(мусульман) и хазар (иудеев). Вероятнее всего, Владимир уже заранее был предрасположен в пользу христианства.

Волжские булгары описали «Магометов рай и цветущие гурии», но Владимиру не понравилось обрезание и запрещение пить вино: «Вино есть введение для русских; не можем быть без него» - сказал Владимир.


Послы римских католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: «Идите обратно. Отцы наши не принимали веры от папы».


Выслушал иудеев, он спросил, где их Отечество. Те ответили: «В Иерусалиме, но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым». Владимир ответил на это: «И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества».


Наконец, безымянный философ, присланный греками, рассказал Владимиру всё содержание Библии и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сам этим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!». Философ ответил: «Крестися, и будешь в раю с первыми…». Остановившись на предложении византийцев, Владимир, однако, не стал сразу же креститься по греческому обряду, отложив осуществление этого важнейшего для христианства таинств на ближайшее будущее.

Князь отправил великих мужей в разные земли посмотреть на богослужения. Послы видели в землях булгар храмы скудные, моления унылые, лица печальные. В земле немецких католиков богослужение с обрядами, но без всякого величия и красоты. Прибыли в Константинополь и в Софийской церкви увидели, как сам патриарх совершил литургию.

Софийский собор в Константинополе

Великолепие храма, присутствие духовенства, богатые одежды, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, таинственность обрядов изумили россиян. Им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется.



Софийский собор в Константинополе

(после превращения его в мусульманский храм)


Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом - о византийском богослужении, заключив словами: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной». И великий князь решился быть христианином.

По словам историка Н.М.Карамзина, рассказ этот приведён по описаниям в летописи и является достоверным.



9