СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Письменные техники формативного оценивания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлены некоторые техники формативного оценивания, которые я использую в работе в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Письменные техники формативного оценивания"»

Романова Оксана Викторовна,

учитель начальных классов МАОУ

«СОШ №211 имени Л. И. Сидоренко»

город Новосибирск

«Письменные техники формативного оценивания младших школьников»

«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников». (М. Барбер).

Формативное оценивание - процесс наблюдения, как изо дня в день протекает процесс обучения - это ежедневное оценивание. При формативном оценивании мы всегда рядом с учеником, ученик принимает непосредственное участие в процессе оценивания. Следовательно, имеет возможность оценить свои сильные и слабые стороны, скорректировать дальнейшие шаги посредством эффективной обратной связи, повысить уровень мотивации и потребности к действиям.

Для формативного оценивания младших школьников можно использовать следующие письменные техники:

  1. Индекс - карточки для обобщения или для вопросов.

Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах. 1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы. Эти карточки можно использовать, как для оценивания отдельной темы, так и после изучения раздела программы. Я начала использовать эту технику оценивания с 4 класса, но думаю, что можно начинать ее применение и с более раннего возраста. Например, я предложила детям такие индекс-карточки после изучения темы «Имя существительное» (Русский язык, 4 класс). Каждый учащийся смог представить обобщение изученного материала по теме, и сформулировал вопросы, которые для него остались непонятными. Таким образом, учащиеся оценивают свое понимание данной темы.

Анализируя результаты работ, учитель сможет выявить отдельных учеников или группы учеников, для которых определенные вопросы и задания представляют сложность, а также наиболее трудные, проблемные для учеников вопросы и задания.

  1. «Пирамида знаний».

После объяснения нового материала, на этапе закрепления и отработки умений, учитель может предложить ученикам на уроке выстроить свою пирамиду знаний, умений, т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4, А-5) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока. Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д. Затем листы бумаги вывешиваются на доске или по периметру класса. Все ученики на переменах могут просмотреть и прочитать «пирамиды» одноклассников.

Например, «Пирамида знаний» по теме: «Методы ориентирования на местности» (Окружающий мир, 4 класс) может выглядеть так:

Ориентирование – это определение сторон горизонта.

Определить стороны горизонта можно по компасу и природным ориентирам.

Компас – специальный прибор для определения сторон горизонта. Состоит из корпуса, намагниченной стрелки, циферблата.

Определить стороны горизонта можно природным признакам (перечисляют).

Эта техника позволяет учителю и самим учащимся увидеть, в какой степени усвоен программный материал урока, как ученики могут обобщать и систематизировать информацию, а также способствует формированию умений учащихся оформлять свои мысли в письменной форме.

  1. «Закончи предложение».

В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:

- Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

- Я узнал… Я теперь знаю… Мне было интересно… Я хочу еще узнать…

Эту технику можно использовать с 1 класса, сначала в устной форме, а затем – в письменной. Рекомендую начинать с одного вопроса, затем, когда техника будет освоена учащимися, постепенно добавлять последующие, можно сформулировать свои вопросы (на усмотрение учителя). Применение этой техники оценивания способствует научению детей умению ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, обобщать и систематизировать полученную информацию. Учитель сможет оценить знания и умения каждого ребенка после изученной темы.

4. «Одноминутное эссе» или ««Трехминутное эссе».

Одноминутное или трехминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.

Для написания эссе учитель может задать следующие вопросы:

1. Что самое главное ты узнал сегодня? (Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня?)

2. Какие вопросы остались для тебя непонятными? (Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?)

3. С каким типом заданий (задач) вы не справляетесь? Как вы сами думаете, почему?

После того как ученики сделают записи, учитель может предложить озвучить их, для того чтобы увидеть уровень понимания темы, а в случае обнаружения проблемных моментов, скорректирует свою деятельность на следующем уроке.

5. «2 звезды и 1 желание».

Всем известная техника «2 звезды и 1 желание» может быть так же отнесена к письменным техникам формативного оценивания. Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание». Этот вид оценивания я применяю чаще других, он очень нравится учащимся. Чаще его использую для взаимооценивания работы в группах. Дети очень критичны по отношению к выставлению таково вида оценки, но всегда отмечают и положительные стороны, даже желают дальнейших успехов в работе, творчества и оптимизма.

6. Письменные комментарии учителя (письменная обратная связь).

Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим. Например, птичкой зеленого цвета отмечает удачно выполненные места работы. (В текущей практике учителя в основном отмечают только недостатки работ учеников и их ошибки). Значком определенного цвета пасты или маркера учитель отмечает места, в которых имеются ошибки. Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры, а также конкретные советы по улучшению работы. Например: «Вика! Ты – умница! Правильно справилась с заданием! Так держать!», «Катя, было бы здорово, если бы ты старались писать красиво!», «Олег! Если не будет исправлений в работе, то все будет просто отлично! Удачи тебе!», и другие.

Первый раз, оценивая работу таким образом, мои дети были удивлены. Они отметили, что им приятно получить такой письменный комментарий: кому-то - с похвалой, кому-то – с рекомендациями. Так как эта формативная оценка обращена лично к ребенку…

Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные пробелы и исправить их на ранних этапах процесса обучения. Таким образом, обеспечивается движение вперед.

Применение этой техники актуально, начиная с первого класса, в безоценочный период. Детям, помимо звездочек, зверюшек, и т.д., полезно будет получать такую письменную формативную оценку от учителя.

Возможности формативного оценивания безграничны. Отметим положительные моменты оценивания для обучения.

Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволяет учителю получить качественный результат обучения. Данный подход помогает устранить пробелы в знаниях, повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся, индивидуализировать процесс обучения.

Использование методов формативного оценивания помогло моим учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма. Также они учатся выделять главное, систематизировать информацию, анализировать, обобщать и делать выводы.

Формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. Поэтому стараюсь вводить новые техники по мере их освоения. Не могу утверждать, что в результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысился на сто процентов, но считаю прогрессом то, что в глазах моих учеников я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу. Разве это не прогресс? Конечно, прогресс, который способствует достижению эффективности урока.

Использованная литература:

  1. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012.

  2. Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров.– Б.: «Билим», 2012. – 89 с.

  3. М. Барбер, М. Муршед. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Ст., 2008.