«Системно деятельный подход на уроках ИЗО и внеурочной деятельности»
Системно деятельный подход в образовании – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом.
В настоящее время главная задача, стоящая перед учителем ИЗО – не только дать основные знания по искусству, но и «научить учиться», чтобы дети продолжали приобретать и другие знания в течение своей жизни, дружелюбно общались с другими людьми, умели работать в команде. При этом учитель должен не только организовать работу учащихся, но и объяснить, как работать дальше, как пользоваться источниками информации. Таким образом, дети проявляют творчество, овладевая новыми знаниями. При этом учитель готовит дидактический материал, обсуждает с ними нужные вопросы и т.п. Ребята могут не сразу найти материал, который им подходит, и продолжить работу в другом решении.
Уже сейчас дети в начальной школе понимают, что надо развиваться, т.к. наше общество быстро развивается, а информации огромное количество. На каждом уроке ИЗО и занятиях внеурочной деятельности осуществляется формирование универсальных учебных действий. Как сказал известный Б.Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Поэтому стараюсь организовать занятия так, чтобы у детей сформировались потребности и желания добывать новые знания самостоятельно, творчески преобразовывать их, а учитель при этом должен организовать этот процесс, управлять им, развивая у детей стремления узнавать все больше и больше нового.
К.Д. Ушинский сказал: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к знаниям. Приохотить ученика к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Задача образования – подготовить детей к само изменению, чтобы у них было умение и желание учиться всю свою жизнь, работать не только по одиночке, но и в коллективе. Задача учителя – средствами ИЗО и личным примером организовывать активный подход в учебном процессе, учитывая интересы учащихся, учить мыслить и действовать творчески, преодолевая все трудности. Сотрудничать со своими товарищами и взрослыми.
Искусство - это очень разнообразный и многообразный сложный мир, в котором каждый видит и чувствует по-своему. Поэтому каждая тема по ИЗО пропускается через чувства, действия учеников, т.е. как бы «проживается». Приобретая личный творческий опыт. На внеурочных занятиях стараюсь развивать индивидуальные способности учащихся через создание условий успешной деятельности, т.к. дети ощущают успех как одно из важных своих достижений и это очень радует.
В начальной школе дети очень любят рисовать, а перейдя в среднее звено, это желание уменьшается. Наверное. Одна из причин - малое количество часов (1час). Некоторые говорят, что ИЗО - неважный предмет и мало кому пригодится в дальнейшем. Это мнение и родителей и преподавателей других «главных» предметов. Смею не согласиться с таким мнением, задача педагогов изобразительного искусства не сделать всех художниками, а научить детей творчески решать любые проблемы (учебные. жизненные), т.е. сформировать средствами деятельностного подхода индивидуальность, знакомить с искусством своей страны и мировым искусством. В дальнейшем дети будут применять эти знания украшая интерьер своего жилища. Мастеря подарки для своих близких и друзей своими руками. «Ребенок это не сосуд, а факел, который надо зажечь». (Л,Н, Толстой).
На уроках ИЗО мы с детьми рисуем акварелью и гуашью, пастельными и восковыми мелками, гелевыми ручками и черной тушью. Еще лепим, делаем аппликации, коллажи из разных материалов, занимаемся оригами. Все это реализует художественно-творческие способности и интересы ребят. Продолжением этого деятельностного подхода является внеурочная деятельность – кружок «Волшебная кисточка», где дети на практике применяют свои творческие способности, делая для себя новые открытия. При этом учитель тоже учится чему-то новому у своих учеников, т.е. самосовершенствуется. Современные дети очень восприимчивы, любознательны, открыты для всего нового. Общаясь с ними хочется давать им не только знания по программе, но и нетрадиционные техники, которые помогают раскрыть их творческий потенциал, делают детей более раскрепощенными, готовыми ко всему новому и интересному. К ним относят: коллажи, мозаику, природные материалы, ткань, нитки, соленое тесто, глину и многое другое.
Когда дети выполняют рисунки в нетрадиционной технике, у них развивается воображение, креативность, творческая индивидуальность. Нетрадиционные методы позволяют детям быть смелее на уроке или занятии, не бояться делать ошибки, экспериментировать, познавать материалы и творить. В атмосфере нетрадиционных методик дети быстрее развивают свои творческие способности, раскрывают свою яркую индивидуальность, легче контактируют со сверстниками. Раскрывается их внутренний потенциал. Целью нетрадиционных техник является развитие творческих способностей у детей. А задачи : формирование интереса к ИЗО, ознакомление с разнообразными видами ИЗО, множеством художественных материалов и средств, приемами работы. При этом воспитание коммуникабельности, отзывчивости, дружелюбия и ответственности.
Приведу примеры нетрадиционных техник, которые использую в своей работе:
печать кусочками фруктов и овощей: разрезаем яблоко пополам. На одну половинку наносим краску (гуашь). Делаем отпечаток на листе. Дальше девочки рисуют карету для принцессы, а мальчики фантастические машины и корабли;
рисуем пальчиками: смешную мордашку человека рисуем кистью, а прическу отпечатками разных пальцев (подушечкой, всей длиной, кончиком);
отпечатки листьев: покрываем листья краской и прижимаем к бумаге, образуя разноцветный ковер или корону, или другую фантазийную идею;
рисуем ватными палочками: контур дерева делаем тычками ватной палочки, а затем также разноцветные листья внутри (новую краску берем новой палочкой);
рисуем восковыми мелками и акварелью: декоративную новогоднюю открытку рисуем мелками, а фон покрываем разноцветной акварелью;
вырезаем трафарет из картона (кто, что придумает) и кладем на лист, через расческу разбрызгиваем гуашь разных цветов вокруг, снимаем аккуратно трафарет - работа готова;
рисуем пятнами: наносим различные красочные пятна, складываем лист пополам, разворачиваем и додумываем рисунок, на что это похоже;
«дерево нашего класса»: рисуем на ватмане ствол дерева (учитель), затем по очереди ученики оставляют на нем отпечатки своих раскрашенных ладошек, которые образуют крону, каждый подписывает свой отпечаток. Рисунок помогает учителю лучше понять детей, выявить лидеров класса, которые, которые, как правило, стараются поставить свой отпечаток у верхушки дерева. Этот урок сплачивает детский коллектив.
Еще нетрадиционные техники, которые применяю:
-печать мятой бумагой
-печать поролоном
-кляксография
-рисование акварелью с гуашью
-рисование по фольге
-граттаж.
Итак, деятельность предполагает результат образования, где на основе усвоения универсальных учебных действий происходит познание и освоение мира. В наше время, когда телевидение, интернет, пресса предлагают большой объем информации, надо искать новые способы ее освоения. Фактором развития личности является не только учебная деятельность, но и духовность, способность к активной, творческой деятельности в разных жизненных ситуациях, при этом воплощая принцип системности на деле.