СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: Дидактические игры на уроках в первом классе как средство достижения предметных результатов курса "Окружающий мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается проблема достижения предметных результатов курса "Окружающий мир" в первом классе. Раскрывается актуальность использования игр на уроках окружающего мира. Представлен перечень дидактических игр, способствующих достижению предметных результатов

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: Дидактические игры на уроках в первом классе как средство достижения предметных результатов курса "Окружающий мир"»

Дидактические игры на уроках в первом классе как средство достижения предметных результатов курса "Окружающий мир"



Даржай Саглай Аясовна, студентка 3 курса

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1»

Г. Красноярск, Красноярский край

Научный руководитель: Михеева Ольга Петровна



Аннотация

В статье рассматривается проблема достижения предметных результатов курса "Окружающий мир" в первом классе. Раскрывается актуальность использования игр на уроках окружающего мира. Представлен перечень дидактических игр, способствующих достижению предметных результатов

Ключевые слова: дидактическая игра, первый класс, предметные результаты.



1 сентября вступил в действие обновленный Федеральный государственный стандарт начального общего образования. В этом документе произошли существенные изменения в требованиях к результатам разработки данной программы. Обновлены требования к предметным результатам. К ним относятся следующие действия: "формирование уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; чувства гордости за национальные достижения, открытия, победы" [1, с. 47]. Таким образом, базовые патриотические действия должны формироваться на уроках окружающего мира. Однако стандарт был принят и внедрен учителями первых классов с этого года, а содержание учебников осталось неизменным. Учитель вынужден сам подбирать дидактические игры для достижения предметных результатов курса «Окружающий мир».

Но как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, чтобы он мог достичь предметных результатов курса "Окружающий мир". В связи с этим возникает необходимость применения в преподавание окружающего мира новых методов и приемов обучения.

Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым видом деятельности. Одним из основных путей проникновения ребёнка в окружающий мир является игра. «Игра, – писал В. А. Сухомлинский, – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В первом классе происходит смена ведущей деятельности, однако игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и её направленность меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредотачиваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Уроки с применением познавательных игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир.

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

На уроках окружающего мира в игре школьники учатся осваивать новые темы, учатся исследовать новое, выявлять закономерности, ставить учебные задачи, также игра способствует постановке и решению проблем.

В работах А.З. Зака, В.В. Лайло указывается, что дидактические игры способствуют формированию у детей таких психических процессов, как внимание, память, а также, способствуют развитию наблюдательности, сообразительности, учат детей применять имеющиеся знания и доставляют радость. Важным аспектом использования дидактической игры в начальных классах является руководство игрой. Оно заключается в том, что учитель не только осуществляет подбор игр и определяет, какие программные задачи он будет с их помощью решать, но также и выделяет, соответствуют ли эти задачи программному содержанию. Педагог планирует игру, рассматривает её с точки зрения структуры, выделяет в ней дидактическую задачу, содержание, правила игры, игровые действия. Затем педагог организует игру таким образом, чтобы игра позволяла достичь поставленных в ней задач, чтобы дети в игре уточняли и расширяли свои знания и умения, и обеспечивает участие всех детей в игре.

Цель дидактических игр заключается в формировании учащихся умения применять полученные знания на практике. Дидактическая игра присутствует практически на всех уроках окружающего мира и входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников. Правильно построенная дидактическая игра обеспечивает достижение учащимися предметных результатов на уроке окружающего мира.

На основании анализа программы и учебников, нами были разработаны дидактические игры, для достижения предметных результатов. Представим одно из дидактических игр.

Тема: Заповедные тропинки

Дидактическая игра «Думаем о родном городе».

Цель: закрепление правил поведения в городе и в природе, развитие экологических представлений.

Предметные результаты: рассказывают о заповеднике родного края, выражают своё отношение к нему [2, с. 41]

Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему.

• Человек вернулся заповедника «Столбы» с букетом ландышей.

• Человек сажает в парке возле своего дома деревья.

• Человек моет в Енисее свою машину.

• Человек выбросил мусор в канаву возле дома.

• После отдыха на острове «Татышев» человек собрал весь мусор.

Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.

Ученики, играя в данную дидактическую игру, достигают предметного результата по курсу «Окружающий мир».



Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028, свободный.

2. Авторская программа по окружающему миру А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая - URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/6c091399-a68e-11e2-a97f-0050569c0d55.pdf, свободный.

3. Мельник, А.О. Сущность понятия «Дидактические игры» и роль дидактических игр в процессе обучения / Мельник А.О., Бухалина Н.М., Тетеркина С.П., Журавлева Е.А.// Педагогика. – 2022 - С. 47-48.