ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Е.А. Исаева Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Научный руководитель: Е. В. Комиссарова
Здоровый образ жизни должен быть первой потребностью человека, но удовлетворение этой потребности и достижение ее оптимального результата является сложным, своеобразным, часто противоречивым и не всегда приводит к желаемому результату.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровый образ жизни - это оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.
Воспринимая здоровье как важный фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма, выдающиеся мыслители, ученые-медики, педагоги поднимали вопросы сохранения здоровья детей, формирования у них культуры здорового образа жизни [4, с. 1].
Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что наиболее благоприятные возможности для развития личности имеются в младшем школьном возрасте [2, с. 29].
В Обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования личностные результаты представлены более подробно и разделены на 7 блоков. Одним из блоков является физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. В него входят следующие результаты:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью [1].
Таким образом, обновленный ФГОС начального общего образования уделяет большое внимание формированию личностных результатов, включая физическое воспитание, культуру здоровья и эмоциональное благополучие. Это подчеркивает важность не только когнитивного, но и социо-эмоционального развития учащихся начальной школы, формируя у них ответственность за собственное здоровье и безопасность, а также уважительное отношение к здоровью окружающих.
Проблема сохранения здоровья человека и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в современном мире.
Формирование здорового образа жизни следует осваивать с первого класса, так как этот период является критически важным для гармоничного развития ребенка и закладывает фундамент для его будущего благополучия. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и привычкам, активно растут и развиваются, формируется их личность.
Формирование у детей ценности здоровья и навыков здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений в требованиях федерального образовательного стандарта. В связи с этим педагоги уделяют пристальное внимание сохранению и закреплению здоровья учащихся. [6, c.247].
Одна из основных задач каждого учителя и педагога – вести своевременную и систематическую работу по информатизации о сохранении и рекомендации по укреплению собственного здоровья и бережного отношения к нему.
Работа по формированию культуры здоровья должна начинаться не тогда, когда уже появились проблемы, а превентивно, на протяжении всего образовательного процесса. Педагоги должны своевременно предоставлять информацию, актуальную для конкретного возраста и потребностей учащихся.
Работа должна представлять собой систему мер, таких как, тематические беседы, практические занятия, использование наглядных пособий, интеграцию элементов профилактики в учебный процесс. Систематичность, постоянство и планомерность такого подхода обеспечивает постепенное формирование у детей навыков здорового образа жизни.
Ещё одним главным аспектом является предоставление информации о здоровье, но и использование современных технологий для ее распространения и усвоения.
Педагоги должны не только информировать детей о факторах риска для здоровья, но и давать конкретные рекомендации по его укреплению. Это включает в себя рекомендации по питанию, режиму дня, физической активности, закаливанию и другие.
Важно чтобы эти рекомендации были доступны, реалистичны и адаптированы к возрасту и особенностям детей.
В целях воспитания и ведения здорового образа жизни детьми, педагогам необходимо соблюдать общепедагогические принципы: природосообразности, научности, наглядности, системности, прочности усвоения знаний, доступности и индивидуализации.
ФГОС делает особый акцент на единстве образовательного и воспитательного процессов. [1].
Дополняя друг друга, данные процессы способствуют комплексному развитию личности ребенка.
Разрабатываемые рабочие программы по воспитанию призваны обеспечивать системный подход в организации и планировании воспитательной работы в школе. Основное назначение воспитательной работы в школе является разностороннее развитие личности ребенка, введение его в сферу современной культуры [5].
Воспитательная работа рассматривается как организованная групповая деятельность, которая вовлекает детей в запланированные педагогом отношения.
Ценностные отношения следует рассматривать как главный элемент воспитательной работы.
Через организованную групповую деятельность педагог формирует у школьников отношение к людям, к труду, к Родине, к познанию, к природе, к самому себе, то есть к тем ценностям, что имеют место быть.
Целью воспитательной работы является разумное и гуманное построение отношений между педагогом и учеником. [3].
Таким образом, воспитательная работа создает необходимые условия для реализации личности ребенка, позволяет расширить круг общения ребенка, удовлетворяя и социальные и психологические потребности в эмоциональном контакте с другими людьми, будь то взрослый человек или сверстник. Воспитательная работа должна направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Основной задачей формирования здорового образа жизни в условиях воспитательной работы является становление интересов, мотивации, формирование постоянных потребностей к занятиям физическими упражнениями, соблюдению гигиены, закаливанию, рациональному распорядку дня, соблюдение правил здорового образа жизни и выработка нравственных качеств.
Для формирования ценностного здорового образа жизни необходимо создавать комплексный подход к решению определенной задачи. Это означает необходимость объединения усилий всех субъектов учебно-воспитательного процесса: педагогических работников, родителей и самих обучающихся. Необходимо организовать внеклассную работу по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни через разнообразные приёмы, методы и технологии. Рассмотрим некоторые из них.
Использование игр и упражнений для закрепления навыков в области ЗОЖ, это могут быть игры «Съедобное-несъедобное»; «Собери портфель для прогулки»; «Полезные и вредные продукты»; «Путешествие в страну витаминов».
Разработка и реализация простых проектов в области ЗОЖ, таких как «Здоровое питание»; «Наш класс – спортивный класс»; «Эко-город».
Включение детей в активную деятельность, создание стенгазет, участие в спортивно-массовых мероприятиях, направленных на пропаганду ЗОЖ с активно принимающими участие учениками класса, а также родителями. Это могут быть различные конкурсы, викторины, спортивные праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья», «День здоровья», «Малые олимпийские игры» и многие другие [7, с. 82];
Чтение и обсуждение сказок и рассказов о здоровье: например, «Мойдодыр» К.И. Чуковского, «Доктор Айболит» К.И. Чуковский.
Создание тематических стендов и уголков: «Наш уголок здоровья»; «Витаминка»; «Спортивный уголок».
Проведение викторин и конкурсов: «Что я знаю о здоровье?»; «Весёлые старты».
Использование релаксаций, прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Использование компьютерных программ: презентаций, видеороликов, онлайн-игр на тему здоровья.
Использование упражнений для глаз, физкультминуток, динамических пауз.
Организация обсуждения проблем, связанных со здоровьем, и поиск решений.
Для эффективного воспитательного процесса следует совмещать данные методы, приёмы и технологии с проведением бесед, круглых столов, анкетированием на темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления.
Таким образом, всё вышеперечисленно поможет сформировать у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни, развивая их понимание важности здоровья, формируя полезные навыки и поощряя активное участие в пропаганде ЗОЖ.
На основании всего сказанного, можно сделать вывод, что формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста требует комплексного подхода, объединяющего усилия педагогов, родителей и самих детей.
Эффективность достигается через разнообразные методы и приемы, включающие интерактивные игры, практические проекты, активное участие в мероприятиях, беседы, чтение литературы, создание тематических стендов, использование релаксационных техник, компьютерных программ и физической активности.
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни должно начинаться с первого класса, используя разнообразные и адаптированные к возрасту методы, приёмы и технологии. Систематическая и планомерная работа на этом этапе закладывает фундамент для формирования устойчивых положительных привычек и сознательного отношения к собственному здоровью на всю жизнь.
Библиографический список
1.Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286.
2.Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя. М: Просвещение, 2005. — 192 с.
3.Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: Учебник / Баранов С. П., Бурова Л. И., Овчинникова А. Ж. — М.: Академия. — 2021. — 464 с.
4.Дрибинский П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью // Воспитание школьников. 2008. № 8. С. 28–33.
5. Ежов, А. Н., Власенко А. В., Гончарова Н. А., Кретинина Г. В. Тенденции и перспективы развития системы воспитания и обучения в русле педагогических прогнозов // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.
6.Жмакина Н.Л., Сенаторова П.Г. Теоретические основы формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности – 2020г.
7.Кожурова А.А. Ценностное отношение студентов профиля: начальное образование к здоровому образу жизни / А.А. Кожурова., Е.П. Павлова – 2016г. №2. С.245-249.
4