СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме:Грани развития ИТ - насыщенной среды в профессиональной деятельности современного учителя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Как быть современным учителем, об этом в статье.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме:Грани развития ИТ - насыщенной среды в профессиональной деятельности современного учителя»

М униципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1































Ольховская Е.Н.







с. Новоселицкое, 2024 г.


Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Так, например, чтобы получить 50 миллионов пользователей радио потребовалось 38 лет, телевидению втрое меньше – 13 лет, а Интернету еще в три раза меньше времени – всего 4 года. Сегодняшним школьникам предстоит:

– работать по профессиям, которых пока нет;

– использовать технологии, которые ещё не созданы;

– решать задачи, о которых мы можем только догадываться.

Изменения неизбежны. А для того чтобы почувствовать поразительные изменения в современном информационном обществе, вдумаемся в следующие факты:

– В середине первого десятилетия 21 века в год производилось больше уникальной информации, чем за все предыдущие пять тысячелетий.

- При этом количество новой технической информации удваивается каждые два года.

– Десяти самых востребованных профессий 2012 года в 2004 даже не существовало. Например, таких как клипмейкер, фрилансер, системный администратор, копирайтер, веб-дизайнер.

В настоящее время в России реализуется программа «Развитие единой образовательной информационной среды», на реализацию которой выделено 2 миллиарда долларов. Это самая значительная сумма за всю историю российского образования.


Сегодняшний день диктует необходимость соединения образования с информационно-коммуникативными технологиями, а это в свою очередь требует перехода на управление качеством образования через создание единой информационно - образовательной среды (ИОС) - это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса; единое информационно-образовательное пространство, построенное на основе интеграции информации на традиционных и электронных носителях, информационно-коммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.


Информационно-образовательная среда открытого образования состоит из множества взаимодействующих компонент. Это и системы автоматизации учебного процесса, системы дистанционного обучения, и информационно-справочные системы. Приоритетом становятся познавательные потребности, интересы, психологические особенности обучающихся.

Рассмотрим, как должно измениться содержание профессиональной деятельности учителя информатики при внедрении новой информационно-коммуникационной образовательной среды.

Квалификационная характеристика учителя информатики в таких условиях, включает следующие составляющие, которые дополняют традиционное содержание его профессиональной деятельности: гностический аспект, проектировочный аспект, конструктивный аспект, организационный аспект, коммуникативный аспект, экспертный аспект, контролирующий аспект.

Гностический аспект.

Включает в себя умение находить необходимую для достижения поставленных образовательных целей информацию и эффективно использовать ее в своей деятельности, а также создавать, адаптировать информационные ресурсы, используя различные технологии обработки текстовой, числовой, графической, звуковой и видео - информации.


Проектировочный аспект


Умения проектирования образовательного процесса связаны с анализом целей образования, отбором его содержания, выстраиванием основных содержательных линий изучения предмета, подбором методов, организационных форм и комплекса средств обучения, совершенствованием или созданием новых учебных программ и методик.

Динамично развивается сетевая проектная методика, когда в проекте участвуют учащиеся разных школ, регионов и даже разных стран. Учитель выполняет еще и функцию сетевого методиста, организуя деятельность учащихся по получению новых знаний.


Конструктивный и организационный аспект.


Конструктивный и организационный компоненты деятельности учителя информатики представляют собой деятельность, направленную на разработку плана изучения курса в целом, отдельной темы или урока в условиях наличия большого количества учебников и учебных программ, возможности выбора концепции учения по тому или иному сценарию, различных образовательных траекторий, предоставляемых информационно- образовательной средой для достижения запланированных результатов;


Коммуникативный аспект


Работа в информационно-образовательной среде существенно расширяет возможности учителя в реализации коммуникативной деятельности. Деятельность педагога рассматривается как его совместная деятельность с учащимися, построенная на принципах сотрудничества. Коммуникативный компонент деятельности предполагает умение в сжатой форме выражать мысли, ориентироваться в Интернет - сообществах, консультироваться по всем возникающим вопросам с коллегами по работе, владеющими этими технологиями, тиражировать педагогические технологии, расширять свои профессиональные контакты и повышать свою профессиональную квалификацию.

Особое место в коммуникативном компоненте деятельности учителя информатики в условиях ИОС занимает умение использовать сервисы Web 2.0 . Их классификация выглядит следующим образом:

  • Викисфера – сфера деятельности,  в которой авторы работают над вики- страничками  коллективных гипертекстов.

  • Блогосфера – сфера деятельности, в   которой отдельные авторы оставляют свои записи.

  • Тего или тагосфера – сфера деятельности,  в  которой авторы размечают ключевыми словами или метатегами тексты, фотографии, музыкальные записи и видеозаписи.

  • Сфера Google – сфера деятельности,  в которой авторы используют все многообразие сервисов Google.

  • Линкосфера – сфера деятельности, в которой люди устанавливают связи друг с другом и строят социальные сети.

  • Логосфера – сфера деятельности, в которой  авторы создают и обмениваются своими программами и их фрагментами.


Внедрение облачных технологий в процесс обучения обеспечивает:

- качественно иной уровень получения современных знаний - учащиеся получают возможность находиться в процессе обучения в любое время и в любом месте, где есть Интернет;

- более эффективный интерактивный обучающий процесс;

- возможность быстро создавать, адаптировать и тиражировать образовательные сервисы в ходе учебного процесса;

- возможность для учащихся осуществлять обратную связь с преподавателем путем оценки и комментирования предлагаемых им образовательных сервисов;

- централизованное администрирование программных и информационных ресурсов, используемых в учебном процессе;

- высокий уровень персонализации электронной образовательной среды.

Как  пример  использования облачных  технологий  в образовании, можно назвать:

  1.  электронные дневники

  2. журналы

  3. личные кабинеты для учеников и преподавателей

  4. интерактивная приемная

  5.  тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией

  6. поиск информации, где  ученики могут  решать определенные  учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.


Одним из вариантов деятельности в Web 2.0 является использование сервиса Google. Учителя нашей школы используют:

  • Google Документ - для написания работ на конференцию, для проведения проверочных работ.

  • Google Презентация – для создания на уроке учащимися коллективной презентации по определенной теме, где каждый ученик на определенном слайде записывает ответ (находит его в интернете) на конкретный вопрос.

  • Google Таблица – чаще всего используется для создания кроссвордов или для проведения исследования на уроке.

  • Google Рисунок – ученики 5-6 классов строят блок-схемы, ученики старших классов выполняют задания по схемам.

  • Google Сайт – сайт используется для проведения дистанционных уроков, а ученики для реализации своих проектов.

  • Google Группы – для дистанционного обучения школьников по сервисам Web 2.0

  • Google Карты – ученики создают карты по определенным темам, работая над проектом, и добавляют на свой сайт.

  • Picasa Веб-альбом – используется для демонстрации итоговых работ учеников по теме «Графический редактор», для создания альбомов-выступлений после экскурсий или внеклассных мероприятий.

  • Slideshare – на этот сервис ученики загружают презентации для своих выступлений.

  • Playcast, Blingee – на этих сервисах ученики выполняют работы в рамках различных конкурсов.


Экспертный аспект


К числу новых видов профессиональной деятельности учителя, ставших в последние годы неотъемлемой ее частью, следует отнести и экспертную деятельность. Она заключается в анализе и оценке методической целесообразности использования той или иной учебной литературы, средств обучения и т.д.

Усиление общеобразовательной роли информатики требует от учителя информатики обеспечения соблюдения учащимися авторских прав и других норм права, регулирующих учебную деятельность. Это знание закона о персональных данных, части Гражданского кодекса, правил личной и общественной информационной безопасности.

Учитель информатики должен способствовать формированию культуры использования средств массовой информации для получения актуальной и достоверной информации, способности анализировать информацию, получаемую из различных источников и противодействовать нежелательному влиянию информационных противостояний и информационных войн.


Контролирующий аспект


Контролирующий компонент включает в себя анализ достигнутых результатов обучения школьников, рефлексию собственной деятельности, использование средств ИКТ для мониторинга, диагностики и коррекции образовательного процесса. Это обуславливает появление таких новых видов деятельности учителя, как выполнение учетно-контрольной, диагностирующей, корректирующей, обучающей, воспитательной и аттестационной функций, с использованием контролирующих программных средств (электронного портфолио (E-портфолио), базы данных, электронного журнала).


Одна из главных задач, которая может быть решена посредством внедрения информационно-образовательной среды – это повышение мотивации учащихся, развитие познавательной активности, что обеспечивается, в частности, благодаря интерактивному режиму работы со средствами ИКТ.

Одной из форм обучения, которая активно входит в образовательный процесс является дистанционное обучение. Внедрение которого, проводится с целью обеспечения доступности и высокого качества образования для многих категорий детей, независимо от состояния их здоровья, достаточной материальной базы школ в местах их проживания.

На сегодняшний день идет активное внедрение интегрированных информационных систем. Вот примеры сервисов электронного образования, предоставляемых различными системами. Из таблицы видно, что


наиболее перспективной является система управления обучением Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). В нашей школе она используется для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. Система выделяется среди остальных систем такого рода простотой, удобством использования. Кроме того, эта система является открытой и бесплатной.

Одно из главных её достоинств – широкие возможности для коммуникации. Система поддерживает обмен файлами разных форматов между пользователями системы. Рассылка позволяет информировать всех учащихся или отдельные группы обучаемых о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы. Система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме, позволяет контролировать «посещаемость», активность учащихся и время их учебной работы в сети.

Учителя информатики, как, наверное, и другие учителя предметники испытывают определенные трудности при подготовке детей сдающих ЕГЭ. Эти трудности связаны:

  1. Значительным расхождением программы изучения информатики в средней школе с вопросами (тестами) ЕГЭ;

  2. Отсутствием учебника информатики, в котором рассмотрены все или большинство теоретических и практических вопросов предлагаемы в тестах ЕГЭ;

  3. Организацией работы в классе, в котором только часть учащихся собирается сдавать ЕГЭ.

Когда речь идет о технологии подготовки к экзамену, то прежде всего нужно отметить, что нет единого универсального решения, а есть типовые варианты, из которых учитель может подобрать себе подходящий. Учитель выступает организатором процесса, обеспечивая его системность, содержательную часть, консультационную и контролирующую. Следует равномерно распределить силы учащегося и, скорее всего, создать возможность для дополнительных занятий, то есть разработать план подготовки к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ с учетом индивидуальных особенностей учащегося или группы учащихся.

Основные этапы подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

1.     Определить группу учащихся планирующих сдавать ЕГЭ по информатике и ИКТ.

2.     Проанализировать демонстрационный материал по экзамену и аналитические отчеты ФИПИ (федерального института педагогических измерений).

3.     Разработать программу по подготовке учащихся к сдаче экзамена в формате ЕГЭ:

1)   составить план изучения, повторения, обобщения и систематизации тематического материала;

2)  определить способ взаимодействия учитель-ученик во внеурочной деятельности.

4.     Повысить квалификацию учителя по вопросам, связанными с ЕГЭ:

1)      обучение на всевозможных курсах;

2)      участие в семинарах, мастер-классах, круглых столах и т.п.

3)      обмен опытом в интернет - сообществах (например, Сеть творческих учителей, Открытый класс, Ассоциация учителей информатики и прочее).

5.     Сформировать методическую копилку учителя для подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ:

1) создать коллекцию полезных ссылок Интернет-ресурсов;

2) изучить методические пособия, рекомендованные ФИПИ, для подготовки к экзамену;

3) систематизировать наработанные материалы разных лет по разделам экзаменационной работы;

4)      проанализировать УМК различных авторских коллективов.

6.     Создать информационное пространство поддержки учащегося.

7.     Рекомендовать ресурсы учащимся, направленные на самообразование.


Одним из условий успешной сдачи ЕГЭ является формирование предметной готовности ученика, выбор наиболее эффективных форм, методов и приёмов обучения:

  • работа с тестовыми заданиями;

  • дифференцированный подход в обучении и подготовке;

  • индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки;

  • регулярная проверка качества знаний по информатике с помощью тестирования, компьютерных спецпрограмм (тренажеров по ЕГЭ).


 Работу по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ можно разбить на две части. Первая состоит в том, что начиная с  8-го класса в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ. Практически на каждом уроке  предусматривается время на мини- тестирование (5–10 вопросов). При закреплении материала на уроке контрольные вопросы и задания даются в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ.  Вторая часть предполагает разработку программы по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

Большую помощь в подготовке к экзамену оказывает специальная программа разработанная Башлаковым А. С. MyTest, которая используется нашими учителями.

Программный комплекс MyTest состоит из трех основных программ:

1. My Test Editor – программа- редактор разработки тестов;

2. My Test Server – программа рассылки, сбора и анализа результатов выполнения тестов;

3. My Test Student – программа представления и выполнения тестов учащимися.

При многократном выполнении тестов ученик и учитель могут проанализировать задачи и темы, с которыми учащийся справляется или не справляется, и провести дополнительную работу по устранению пробелов в усвоении той или иной темы.

Данный метод подготовки учащихся позволяет с наименьшими затратами времени учителем подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ части А и В.

Работа с программой предоставляет возможность учащимся: самостоятельно выполняя тесты, анализировать свою работу, выполнять работу над ошибками, а задачи вызывающие особые трудности разобрать с учителем на консультации.

Также можно использовать систему тестирования INDIGO, которая доказала свою эффективность в результате успешного применения в учебных заведениях и других организациях, обеспечив:

Эффективную автоматизацию тестирования за счет широких функциональных возможностей;

Удобство работы благодаря современному пользовательскому интерфейсу;

Ликвидацию физических и временных затрат за счет гибкой автоматической обработки результатов.


Согласно методическим рекомендациям при подготовке к ЕГЭ в 2013-2014 уч.году следует сосредоточить усилия, прежде всего, на развитии аналитического, логического и системного мышления. Нацелить учащихся на овладение умениями применять теоретические знания на практике, а не отрабатывать умение решать определенный тип заданий. Больше внимания уделить изучению теоретических законов и методов информатики. Разбор опубликованных в демонстрационных версиях нестандартных решений заданий КИМ, также способствует развитию мышления учащихся.

Необходимо учить вдумчивому отношению к прочтению заданий, умению ставить цели и определять исходные данные для их достижения, выделять главные и второстепенные характеристики объектов, анализировать возможные решения.

При организации самостоятельной подготовки учащихся стоит создавать интерактивные облачные среды, включающие образовательные интернет-ресурсы, систему обратной связи и среду для совместной учебной деятельности, а так же предложить список учебных пособий и дистанционных курсов.

 Кроме того, целесообразно использовать уже готовую электронную продукцию: «Репетитор по информатике Кирилла и Мефодия», «Информатика. Интерактивный задачник» и др. электронные тренажеры.

 

С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности»  ученика  к ЕГЭ следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности.

.

В то же время необходимо вести работу над расширением научного кругозора и глубины знаний учащихся. Этому способствует подготовка к участию в олимпиадах разного уровня, поскольку часть олимпиадных заданий ориентирована на материалы ЕГЭ, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.


Некоторые Интернет- ресурсы, которые могут понадобиться при подготовке выпускников этого года:

Официальные документы и КИМы:

• http://ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки ЕГЭ. Официальные материалы предыдущих лет и текущего года, КИМы.

• http://mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки РФ.

• http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений.

• http://standart.edu.ru/ - Федеральный Государственный Образовательный стандарт.

Интернет – подготовка к экзамену, тесты, тесты on-line:

• http://www.intuit.ru/ - Интернет – университет информационных технологий.

• http://www.fipi.ru/ - Главная – ЕГЭ - Открытый сегмент ФБТЗ.

• http://www.egeinfo.ru/ - Сайт «Всѐ о ЕГЭ». Главная – Подготовка к ЕГЭ – Бесплатные интерактивные курсы – Общеобразовательные предметы.

• http://ege.ru/demo-ege/ - Интерактивные ознакомительные варианты ЕГЭ.

• http://www.intergu.ru/ - Интернет- государство учителей.

Обсуждение проблем ЕГЭ:

• http://ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки ЕГЭ, форум

• http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей. Сообщество «Готовимся к экзаменам, аттестации, конкурсам», в котором ведется форум «Обсуждение ЕГЭ»

Об учебниках, пособиях, дисках:

• http://www.edu.ru/ - Федеральный перечень учебников, форум для обсуждения учебников федерального перечня.

• http://ndce.edu.ru/cd.php - Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования


Формирование и развитие инновационной образовательной среды, доступность в открытом информационном пространстве обучающих ресурсов и дидактических средств также является условием повышения качества образовательного процесса и достижения высоких результатов. Публикация банка открытых заданий и демонстрационных версий с предъявлением нестандартных решений позволила учителям обратить внимание экзаменуемых на возможные типы заданий и оригинальные способы их решения.

В заключение хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».


9