СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Клуб, как способ формирования исследовательских умений младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье описывается то, как организация клубной деятельности способствует формированию исследовательских умений младших школьников, рассматриваются способы, которые в последующем развивают данные умения, а также указаны преимущества выбора данной формы организации внеурочной деятельности по сопровождению детского исследования.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Клуб, как способ формирования исследовательских умений младших школьников"»

Клуб, как способ формирования исследовательских умений младших школьников


В.С. Шмарёва

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Руководитель А.А. Шестаков


Аннотация: в этой статье описывается то, как организация клубной деятельности способствует формированию исследовательских умений младших школьников, рассматриваются способы, которые в последующем развивают данные умения, а также указаны преимущества выбора данной формы организации внеурочной деятельности по сопровождению детского исследования.

Ключевые слова: клуб, исследовательская деятельность.

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Она является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС НОО. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

В новом ФГОС НОО большое внимание уделяется исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у младшего школьника умения учиться. В основе исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Подобную деятельность можно организовывать посредством внеурочной деятельности, которая позволяет обучающимся во внеучебное время развивать свои творческие и исследовательские способности. А.В. Аркадьева утверждает, что «формы проведения занятий различны и избираются исходя из специфики исследовательской либо творческой работы: это могут быть лекции, экскурсии, экспедиции, клубы, лабораторные и практические работы, библиотечные часы, консультации и пр.» [1, с. 2].

Подводка к клубу Клубы представляют отличную возможность для формирования исследовательских умений у младших школьников. Они создают структурированную среду, где обучающиеся могут исследовать различные темы и учиться делать собственные открытия.

Мы выделили ряд способов по организации деятельности обучающихся которые демонстрируют то, как клубы могут способствовать развитию исследовательских навыков у младших школьников:

  1. Стимулирование любопытства: Клубы могут предложить интересные темы и задачи, которые возбудят любопытство обучающихся. Это может быть что-то связанное с наукой, технологиями, искусством или природой. Предоставление обучающимся возможности самостоятельно исследовать эти темы поможет им развить любопытство и желание узнавать новое.

  2. Организация исследовательских проектов: Клубы могут стимулировать участников к созданию исследовательских проектов, где младшие школьники могут самостоятельно формулировать вопросы, разрабатывать гипотезы и проводить простые эксперименты. Такие проекты помогут развить навыки наблюдения, анализа данных и выводов.

  3. Работа в команде: Клубы предоставляют возможность детям сотрудничать и работать в группе. Решение задач и проведение исследований вместе с другими обучающимися помогает развить навыки командной работы, обмена идеями и умение слушать и уважать мнение других.

  4. Практические занятия и экскурсии: Клубы могут организовывать практические занятия и экскурсии, где обучающиеся смогут применить свои знания в практике и увидеть, как работают профессионалы в различных областях. Это может быть посещение лаборатории, музея, предприятия или участие в мастер-классах и лекциях от экспертов.

  5. Поддержка самостоятельной работы: Клубы должны создать условия, чтобы обучающиеся могли самостоятельно исследовать выбранные темы и задачи. Важно оказывать поддержку и руководство, но при этом не ограничивать их творческое мышление и исследовательский подход.

  6. Презентация результатов: В конце процесса исследования важно предоставить младшим школьникам возможность поделиться своими результатами. Это может быть презентация перед другими членами клуба, родителями или школьной аудиторией. Это поможет развить навыки публичного выступления и уверенности в себе.

Клубы, способствующие развитию исследовательских умений младших школьников, «…создают стимулирующую и вдохновляющую образовательную среду, где они могут активно исследовать, учиться и развиваться, так как проведение исследований, включаю­щих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобрете­ния новых сведений о мире.» [3, с. 51].

По результатам исследования нами были выделены несколько преимуществ клубной деятельности, которые направлены на формирование исследовательских умений младших школьников:

  • Клубная деятельность позволяет обучающимся освоить основы научного метода. Исследовательские проекты требуют постановки гипотезы, сбора данных, анализа результатов и выводов. В процессе работы над проектом обучающиеся учатся систематизировать информацию, анализировать ее, делать выводы.

  • Клубы могут быть посвящены различным тематикам: науке, технологиям, природе, искусству и т.д. Важно подобрать интересную и понятную для них тему, так чтобы они могли активно участвовать в исследовательской деятельности.

Таким образом, клубы могут стать эффективным способом формирования исследовательских умений у младших школьников. Они помогают развить инициативу, самостоятельность, творческое мышление, коммуникативные и аналитические навыки.


Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021. №64100))

  2. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников //Начальная школа до и после. – 2005. – 2 – 4 с.

  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2011. – 50 – 51 с.