ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно - познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля .
Основная задача контроля - выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.
Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.
Методист Шатилов С.Ф. выделил следующие функции контроля:
Контрольно-корректирующая (выявление степени овладения новым материалом отдельными группами учащихся с целью улучшения этого владения)
Контрольно-предупредительная (обращает внимание учащихся на то, какие умения и навыки подлежат контролю)
Контрольно-обобщающая (выявление степени владения речевыми навыками и речевыми умениями по определенной части курса в обучении)
Контрольно-стимулирующая (отметка в баллах является стимулом в обучении)
Контрольно-обучающая (содержание, приемы и методика должны носить обучающий характер)
Контрольно-диагностическая (позволяет своевременно обнаружить успешность или безуспешность усвоения материала и в зависимости от этого строится дальнейший процесс обучения)
Контрольно-воспитательная и развивающая.
Текущий контроль - систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке.
Периодический контроль осуществляется после полных разделов программы, периода обучения.
Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или смены обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
Минимум содержания образования выпускника средней школы включает проверку произносительной, графической, лексической, грамматической сторон речи.
Владение речевыми умениями включает умения в области таких видов речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо. В процессе тестирования проверяется способность пользоваться языком как средством общения в заданных программой ситуациях.
Комплексный контроль сочетает в себе контроль всех речевых умений и навыков. Проектная деятельность на уроках английского языка способствует проведению комплексного контроля, где осуществляются контрольно-обобщающая, контрольно-стимулирующая, контрольно-обучающая, контрольно-воспитательная и развивающая функции.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Классификация учебных проектов
- по способу организации (индивидуальные, парные, групповые)
- по продолжительности (от урока до нескольких месяцев)
- по доминирующему виду деятельности (информационные, исследовательские, прикладные, творческие, ролевые)
Основные черты проекта
- наличие социально-ориентированной или личностно-значимой проблемы, цели
- цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового
- значимость предполагаемых результатов (практических, теоретических, познавательных)
- установленные сроки начала и завершения
- самостоятельность (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся
- структурированное содержание
- использование исследовательских методов
В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, а учителю – осуществлять различные формы контроля.
Экспериментальная работа по УМК “EXAM EXCELLENCE” позволяет учителям более творчески использовать различные формы контроля на уроках английского языка. Курс отличается следующими особенностями:
-Коммуникативной направленностью обучения.
-Интеграцией всех речевых навыков.
-Разнообразными формами взаимодействия и сотрудничества - парная и групповая.
-Расширение словарного запаса и активизация лексических единиц происходит в новых ситуациях.
-Закрепление грамматического материала посредством устной и письменной речи.
-Формирование навыка самоконтроля, самопроверки и самообразования.
-Созвучием тематики интересам подростков.
Данный УМК затрагивает такие актуальные темы, как сведения о культуре стран изучаемого языка; особенности речевого и неречевого поведения, достижения науки, проблемы современного мира - войны, межнациональные конфликты, чрезвычайные ситуации, глобальное потепление.
УМК “EXAM EXCELLENCE” предоставляет неограниченные возможности для проектной деятельности.
В своей работе мы хотели бы представить свой опыт проведения контроля в рамках проектной деятельности на примере проекта “WELCOME TO RUSSIA”.
На начальном этапе (организационном) очень важно сформулировать тему и конечную цель проекта, определить временные рамки, продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся; выбрать оптимальную форму презентации результатов; составить и обсудить примерный план работы и определить формы контроля.
Учащимся предлагается предоставить сведения о своей стране по аналогии с темой изучаемого модуля о Великобритании. Исходя из этого, нам не составляет труда предложить учащимся тему проекта и его цель. В курсе УМК рассматриваются темы: жизнь жителей Великобритании, пища, музыка и т.д. К концу курса мы готовим проект, посвященный России. По каждой теме готовится проект на урок, но работа над заключительным проектом продолжается в течение месяца. Учащиеся делятся на группы и каждая группа выбирает одну из предложенных тем – русские народные песни, русский национальный костюм, русская кухня, народные промыслы.
На данном этапе работы над проектом происходит сбор информации по теме проекта, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет проектирования. Учащиеся активно включаются в работу по сбору информации, распределяют между собой обязанности. Учитель координирует работу учащихся, советует, на что обратить внимание и как представить результаты своей деятельности. Следует отметить, что по каждой теме предварительно проводятся уроки, в ходе которых учащимся предлагаются разные формы контроля – чтение, аудирование, лексика и грамматика, письмо в виде текстов. Входящие, промежуточные и итоговые результаты тестирования обсуждаются как на уроках, так и во внеурочное время.
В процессе работы над проектом учащиеся осваивают лексику по теме не только в рамках учебника, но и дополнительно, что позволяет значительно расширить словарный запас по теме. На итоговом этапе работы над проектом проводится контроль монологической и диалогической речи учащихся.
Проект “WELCOME TO RUSSIA” является межпредметным. В его подготовке участвуют учителя музыки (разучивание русских народных песен на английском языке), учителя технологии (история и приготовление блюд русской кухни), МХК.
На третьем заключительном этапе работы в рамках проектной деятельности в школе организуется праздник «День России» на английском языке. На праздник приглашаются носители языка. Учащиеся готовят концертную программу (русские народные песни и танцы), представляют народные костюмы, показывают презентацию о России, а в конце праздника угощают гостей блюдами русской кухни.
Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся достигают хороших результатов в изучении иностранного языка, имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
- повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
- простор для творческой и созидательной деятельности.
Библиографический список
Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3.
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы