«Проектная деятельность на уроках математики с использованием сведений из истории науки, как средство повышения интереса учащихся к изучению математики»
Перед нами возник вопрос «Почему снижен познавательный интерес к предмету математики?» Поэтому прежде чем приступать к работе с историческими сведениями на уроке была подробно изучена проблема мотивации учения и интереса в современной психолого-педагогической литературе.
Успех обучения школьников в решающей мере зависит от сформированности у них нравственно-ценных мотивов учения задача учителя при это состоит в том, чтобы, во-первых, знать систему мотивов учения, а во-вторых совместно содействовать школьников в формировании этих мотивов.
В основном это- учиться интересно, чтобы не отставать от одноклассников, чтобы кому-то помочь, узнать что-то новое, не огорчать родителей, чтобы быть образцовым. К числу мотивов относится и содержание усвояемого материала, познавательный интерес который можно рассматривать как избирательная направленность психических процессов на явления, объекты реального мира. Любопытство, любознательность, занимательность- все это является толчком познавательного интереса, опорой эмоциональной памяти, разрядкой напряжения на уроке и надежным средством мобилизации внимания учащихся.
Интерес к учению зависит от разных целей, результатов учения (награда, успех) и конечно процесса учения: ощущение радости познания, возможность преодоления трудностей, самовыражения, самовоспитания, моральное удовлетворение.
Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в не насыщаемую познавательную потребность, на нее учитель должен, прежде всего, опереться актуализировать ее сделать более четкой, осознанной у большинства учащихся. Поэтому учителю специально продумать вопрос о содержании учебной деятельности.
Существует еще одна сторона мотивационной сферы интерес к учению.
Чтобы возбудить, интерес, полагал Леонтьев, нужно создать мотив, а затем открыть школьникам возможность нахождения цели. И конечно необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Значение влияния интереса к предмету на усвоение программного материала общеизвестно, поэтому создание интереса к изученному разделу, теме, уроку является одной из непременных первостепенных задач учителя.
Опытный учитель никогда не начнет изложение новой темы, не говоря уже о новом разделе математики, без надлежащей вводной части, возбуждающей интерес и внимание учащегося. Такой вводной частью может быть 3-5 минут увлекательного рассказа, связанного с историей математики.
Ученые метод давно приняли к выводу: элементы истории математики, которые являются эффективными средствами возбуждающими интерес у учащихся к предмету, являются одним из средств патриотического воспитания учащихся.
В формировании различных мотивов учения и пробуждения интереса к изучению математики большое значение имеет рассказ на I уроке.
В разное время ученые и методисты по разному определяли цели введения элементов истории математики в преподавании в зависимости от общественного строя страны и общих задач школы.
Однако цели остаются поныне следующие:
1. повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими фактического материала.
2. расширение умственного кругозора и повышение их общей культуры.
Изучив психолого-педагогическую сторону проблемы, было решено провести эксперимент. Исследование проводилось на базе Северной средней школы №1.В начале и в конце эксперимента проведено анкетирование учащихся для выявления сформированности познавательного интереса, был использован метод бесед, наблюдения, цель которого выявление отношения учащихся и изучение математики и к использованию исторического материала на уроках, внеклассных мероприятиях в математических газетах, дипломных работах.
«В каждом деле нужно знать историю его развития. Если бы рабочие каждой отрасли производства знали, как она возникла, как постепенно развивалась, рабочие работали бы с более глубоким пониманием культурно- исторического знания их труда, с большим увлечением».
Использованные нами методы научного исследования помогли проверить и доказать выдвинутую гипотезу: использование элементов истории математики в учебном процессе повышает у учащихся интерес к предмету.