СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "УМК по иностранным языкам как средство реализации ключевых параметров ФГОС нового поколения "

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по теме "УМК по иностранным языкам как средство реализации ключевых параметров ФГОС нового поколения"

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "УМК по иностранным языкам как средство реализации ключевых параметров ФГОС нового поколения "»

УМК по иностранным языкам как средство реализации ключевых параметров ФГОС нового поколения

Поликультурное образование современного школьника включает изучение иностранного языка как важного предмета, необходимого для успешной социализации в современном многоязычном мире. Иностранный язык является предметом филологического цикла и формирует коммуникативную компетенцию школьника, способствуя его поликультурному воспитанию, языковому развитию, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и формированию социальных умений. В связи с объединением России с единым европейским образовательным пространством усиливается процесс модернизации российской школьной системы образования. В результате этого процесса обновляются цели, задачи и содержание обучения иностранным языкам в школе. Особое внимание следует уделить современным учебно-методическим комплексам, которые соответствуют требованиям федеральной государственной образовательной системе, а, следовательно, имеют преимущественное право в школьной программе по обучению иностранному языку.

Особенно важным представляется изучение иностранных языков в свете формирования и развития всех видов речевой деятельности, что предполагает развитие совокупности анализаторов: слухового, речемоторного, зрительного, двигательного—в их сложном взаимодействии.

Следует подчеркнуть, что владение основами речи должно быть достаточно стабильным и прочно усвоенным на долгое время. Оно должно служить неким фундаментом для последующего языкового образования, совершенствования с целью использования иностранного языка в будущей профессиональной сфере деятельности после окончания данного этапа обучения.

В свете происходящих изменений в коммуникации (всё более актуальными становятся такие виды речевой деятельности, как письмо, чтение) следует отметить, что большую актуальность приобретает обучение именно этим видам речевой деятельности.

В процессе обучения иностранным языкам решаются не только задачи практического владения языком, но и воспитательные и общеобразовательные, поскольку они самым тесным образом связаны с практическим владением языком. Владение иностранным языком обеспечивает возможность выражать одну и ту же мысль посредством разных лексических и грамматических единиц не только на иностранном, но и на родном языке, делает мыслительные процессы более гибкими, развивает речевые способности учащихся, привлекает внимание учащихся к различным языковым формам выражения мысли на родном и иностранном языках. Не секрет, что, овладевая иностранным, ученики лучше понимают родной язык. Изучая иностранный язык, учащиеся развивают и тренируют память, волю, внимание, трудолюбие; расширяется кругозор, развиваются познавательные интересы, формируются навыки работы с текстами любого типа.

В свете современных тенденций и требований ФГОС обучение иностранным языкам предполагает интегративный подход в обучении, соответственно в образовательном процессе необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера.

Современные УМК составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

 ГЛАВА I. ЦЕЛИ УМК ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Интегративная цель обучения английскому языку включает развитие у учащихся коммуникативной компетенции элементарного уровня в доступных им формах аудирования, говорения, чтения и письма, т. е. в основных четырех видах речевой деятельности.

Коммуникативная компетенция элементарного уровня представляет собой комплекс умений, необходимых для межличностного и межкультурною общения на английском языке с носителями иных языков и культур.

УМК по иностранным языкам, как средство реализации ключевых параметров ФГОС нового поколения, имеет следующие цели:

1.         учебные (формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности);

2.         образовательные (формирование у учащихся социальных умений с использованием английского языка, изучение культуры сверстников из других стран, знакомство с соответствующим возрасту зарубежным фольклором и детской художественной литературой,  расширение кругозора и развитие межкультурных представлений);

3.        развивающие (развитие интеллектуальных функций и универсальных учебных умений младших школьников, повышение их речевых возможностей, укрепление учебной мотивации в изучении английского языка и расширение познавательных интересов);

4.         воспитательные (воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, волевой саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур, ответственного отношения к учёбе и порученному делу, чувства патриотизма).

 

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПОСРЕДСТВОМ УМК ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМК ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ ФГОС

Изучение иностранного языка в школе носит активный деятельностный характер, и это соответствует возрастным особенностям школьника, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания. Овладение иностранным языком связано с другими видами дея­тельности учащегося, включая игры, учебные задания, художественное творчество, рисование и раскрашивание, моделирование из доступных материалов, соревнование и т.п. Это не только повышает мотивацию к изучению английского языка, но и расширяет познавательные возможности школьников.

С учётом поставленных учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целей изучения предмета «Иностранный язык» формулируются следующие задачи, реализуемые по средством УМК:

1)         формировать у школьников отношение к иностранному языку как средству межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь;

2)         развивать на доступном уровне системные языковые представления школьников об изучаемом языке, его функционировании в устной и письменной речи, расширяя лингвистический кругозор учащихся и обеспечивая усвоение лексико-грамматических средств;

3)         создавать педагогические условия для приобщения школьников к новому для них миру общения на изучаемом языке, преодоления языкового и культурного барьера и формирования мотивации овладения новыми коммуникативно-социальными умениями;

4)         воспитывать качества личности учащихся школы, их нравственно-ценностную ориентацию, эмоционально-чувственную сферу, а также познавательные способности, мышление и творчество в ходе овладения языковыми знаниями на коммуникативной основе;

5)         включать школьников в новый для них социально-коммуникативный опыт средствами обучающей игры, драматизации,  фольклора, музыки, моделирования жизненных ситуаций, обсуждения доступных возрасту проблем, учебного сотрудничества и проектной деятельности;

6)       обучать учащихся универсальным познавательным стратегиям и способам работы с компонентами учебно-методического комплекта, мультимедийным приложением, учебной информацией в сети Интернет, символико-графической репрезентацией знаний, а также учебному сотрудничеству.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫЕ ОБУЧАЮТСЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УМК ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ ФГОС

При применении УМК по иностранным языкам как средство реализации ключевых параметров ФГОС у учащихся могут быть получены следующие результаты:

1.        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2.       освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3.         формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4.         формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5.         освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6.    овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

7.       готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8.  определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9.        готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

10.     умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11.       развитие социальных умений младшего школьника, необходимых для общения как на родном, так и на иностранном языке в пределах доступных и соответствующих возрасту речевых ситуаций, коммуникативных потребностей ребёнка и его языковых способностей;

12.         формирование общего кругозора младших школьников с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира, отражающей явления природы, межличностные  отношения,  учебную  и трудовую деятельность, сферу искусства и культуры;

13.         усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания, передача информации;

14.   сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных познавательных действий на новые учебные ситуации.

 

ГЛАВА IV. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМК ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ ФГОС

В основе создания УМК по предмету «Иностранный язык» лежат основополагающие документы современного российского образования: Федеральный государственный образовательный стандарт, новый федеральный базисный учебный план, примерные программы по иностранному языку. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач УМК, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.

Большинство УМК в рамках реализации ФГОС также отвечает требованиям Европейских стандартов. Учитывая данное положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами — носителями разных языков и культур. Это позволяет им лучше понимать друг друга, свободнее общаться, приведёт к более тесному сотрудничеству.

Современное УМК базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный.

Главные цели УМК соответствуют зафиксированным в стандарте общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностное развитие и воспитание учащихся, развитие готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владение ключевыми компетенциями, а также на развитие и воспитание потребности школьников пользоваться иностранным языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.

При создании современного УМК авторами учитываются и психологические особенности возрастной группы учащихся. Это находит отражение в выборе текстов, форме заданий, видах работы, методическом аппарате.

В состав современного УМК по предмету «Иностранный язык» в соответствии с требованиями ФГОС входят:

1)    рабочие программы;

2)    учебник;

3)    рабочая тетрадь;

4)     книга для учителя;

5)    аудиокурс для занятий в классе;

6)    аудиокурс для занятий дома;

7)    контрольные задания;

8)    языковой портфель;

9)    сборник упражнений;

10)      видеокурс на DVD;

11)      раздаточный материал;

12)      плакаты;

13)      интернет поддержка.

ВЫВОДЫ:

Содержательными линиями УМК иностранного языка являются:

1.         основные виды речевой деятельности, включая аудирование, говорение, чтение, письмо и соответствующие им коммуникативные умения;

2.       языковые навыки использования лексических, грамматических, фонетических и орфографических средств языка;

3.         социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;

4.        универсальные познавательные действия и специальные учебные умения.

Формирование коммуникативных умений учащихся при использовании УМК по предмету «Иностранный язык» в рамках программы реализации ФГОС составляет основную содержательную линию реализации образовательной программы. Коммуникативные умения неотделимы от языковых навыков, без которых процесс общения на иностранном языке становится невозможным. Языковые навыки учащихся формируются в создаваемой учебно-коммуникативной среде и служат целям обучения общению на изучаемом иностранном языке. Они интегрируются с коммуникативными умениями школьников. Формирование коммуникативных умений предполагает параллельное изучение культуры носителей изучаемого иностранного языка и формирование у школьников социокультурных представлений. Взаимосвязь содержательных линий образовательной программы УМК по иностранному языку обеспечивает единство этого учебного предмета.

В тематическом планировании УМК по «иностранному языку» расширено содержание обучения иностранному языку во всех разделах (предметное содержание речи, коммуникативные умения и языковые средства), что позволяет изучать иностранный язык более интенсивно и углублённо из расчёта 3 часа в неделю.

Использование в школе УМК по иностранным языкам как средство реализации ключевых параметров ФГОС позволяет систематизировать коммуникативные умения учащихся по видам речевой деятельности:

I. В говорении 

1.     Диалогическая форма. Уметь вести:

-         этикетные диалоги в часто встречающихся ситуациях бытового, учебного и межкультурного общения;

-         вопросно-ответные диалоги (запрос и получение информации);

-         ситуативно-бытовые диалоги  (обсуждение  и  организация
совместных действий).

2.     Монологическая форма. Уметь пользоваться:

-         типичными коммуникативными типами высказываний (описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей)).

II. В аудировании

Воспринимать и понимать на слух:

-         речь учителя и одноклассников в учебном общении;

-         небольшие сообщения, рассказы, сказки в аудиозаписи.

III. В чтении

Читать с целью извлечения и понимания языковой и тематической информации:

-         вслух ограниченные по объёму тексты на ранее изученном языковом материале;

-         вслух и про себя ограниченные по объёму тексты, дополняющие ранее изученный тематический материал;

-         про себя ограниченные по объёму тексты, содержащие дополнительный языковой материал и новую информацию.

IV. В письме   

Владеть:

-         техникой письма (каллиграфией и орфографией);

-         элементарными письменными речевыми умениями с опорой на образец (поздравление, записка, краткое личное письмо).

Таким образом, УМК по предмету «Иностранный язык» является основным средством обучения иностранному языку, его обоснованный выбор учителем способствует более успешному достижению планируемых результатов освоения образовательной программы  учащихся по предмету.