Положительные и отрицательные стороны при переходе ФГОС в 5 классе
Учебник математики 5 класса Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, С.Б. Суворовой и др. включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
В содержании учебника использованы различные виды текстовых и иллюстративных заданий. Оно позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС основного общего образования. Учебный текст разбит на смысловые фрагменты вопросами, которые позволяют учащимся проверить, как понято прочитанное. Система упражнений делится на три группы, первые две из которых – это группы сложности (А – базовый уровень, Б – более сложный уровень), а третья – задания на повторение пройденного ранее.
Диапазон сложности заданий широк и достаточен для работы с учащимися, имеющими разные уровни подготовки. В тексте и системе упражнений даны образцы решения, советы, подсказки, что помогает включению ученика в учебную работу. В арсенал учащихся включаются такие виды деятельности, как анализ информации, наблюдение и эксперимент, конструирование алгоритмов, исследование и др. Эти виды деятельности явно обозначены в системе упражнений, что позволяет учащимся активно и осознанно овладевать универсальными учебными действиями. Каждая глава завершается рубрикой «Чему вы научились», помогающей ученику проверить себя на базовом уровне усвоения материала и осознанно оценить возможность выполнения заданий более высокого уровня.
Иллюстрации соответствуют тексту учебника и дополняют его.
Содержание учебника способствует развитию познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, открывает возможности для самооценки и самоанализа обучающихся. Оно направлено на формирование способности и готовности учащихся к использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Учебник – центральное пособие комплекта, определяющее идеологию курса. Авторы часто обращаются к ученику, позволяя ему самому принимать решение о выборе способа действия; прибегают к образным сравнениям. Наряду с современными сюжетами включаются факты из истории математики, приводятся имена великих математиков, разъясняется происхождение терминов и символов. Каждая глава завершается фрагментом сквозной рубрики «Для тех, кому интересно», назначение которой – дополнение основного содержания интересным и доступным материалом, позволяющим расширить и углубить знания школьников. Задачный материал учебника отличает большое разнообразие формулировок. Имеется много задач, позволяющих приобщить школьников к исследовательской творческой деятельности. К ряду упражнений даны образцы рассуждений и указания. Логическое понятное изложение материала. Интересные задачки на развитие сообразительности. Учебник состоит из одиннадцати глав, которые охватывают основные темы курса: линии, натуральные числа и действия с ними, многоугольник, многогранник, дроби таблицы и диаграммы. Теоретический материал сопровождается цветными иллюстрациями и построен в форме диалога, авторы, рассуждая о вопросах темы, стараются на простых примерах объяснить школьнику суть темы, а затем добиться понимания более сложных вопросов. Объяснения к практическим заданиям ориентированы, не на сухое изложение ответа, а на самостоятельное принятие верного решения. С этой целью пояснения к задачам даются в виде литературного очерка. Учебник так же обладает разнообразным методическим сопровождением (рабочие тетради, дидактические материалы, тематические тесты, устные упражнения, электронные приложения и др.). По особенностям содержания курс можно охарактеризовать как арифметико – геометрический: в нем усилено внимание к изучению арифметики и представлена наглядно деятельностная геометрия. Кроме того, начиная с 5-го класса, последовательно изучается вероятностно - статистический материал. Всё это, наверное, позволяет учащимся активно и осознанно овладевать универсальными учебными действиями. Но, наши сельские учащиеся еще не готовы к этому.
Работая по этому учебнику, я бы выделила следующие затруднения при достижении предметных результатов обучения.
сложности формирования умения работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию);
точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
приводить логические обоснования и доказательства математических утверждений;
извлекать информацию для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
отсутствие методического сопровождения;
неподготовленность некоторых учащихся к работе в условиях ФГОС;
отсутствие дидактического и раздаточного материала.
И, на мой взгляд самое главное, нехватка времени на уроке и большие временные затраты при подготовке к урокам.
Учащимися наиболее сложно усваиваются темы:
действия с обыкновенными дробями, со смешанными дробями (имеется в виду дроби с разными знаменателями);
нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби;
геометрический материал.
А вот учебник математики 5 класса Виленкина Н.Я., Жохова В.И., Чеснокова А.С. и др. используется педагогами уже не одно десятилетие. В учебник «встроен» эффективный урок нового типа - нелинейный урок с возможностью для каждого ученика реализовать индивидуальную траекторию обучения и развития. В систему упражнений учебника заложены те идеи и положения, которые сформулированы в Программе формирования и развития универсальных учебных действий для основного общего образования. При подготовке нового издания авторы стремились решить следующие задачи:
сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в предшествующие годы;
предусмотреть возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом образовании, развитии внимания и памяти;
обеспечить возможность уровневой дифференциации в ходе обучения - возможность для школы работать по разным учебным планам, использовать учебник и в общеобразовательных классах, и в классах, ориентированных на углублённую подготовку по математике, предоставить необходимую базу для проведения внеклассных занятий по предмету;
дать учителю больше возможностей для реализации требований Федерального образовательного стандарта по математике;
сделать учебник более «технологичным», т. е. таким, чтобы он «программировал» современный эффективный нелинейный урок, обеспечивал учебным материалом все основные его этапы, в том числе и этап «доучивания» по индивидуальной учебной траектории, был удобным в работе и для учителя, и для детей.
Задачи в каждом пункте учебника разбиты на три большие группы:
1-я — для работы в классе,
2-я — для решения дома,
3-я — повторительные упражнения.
Число упражнений в учебнике несколько избыточно. Это сделано для того, чтобы дать учителю возможность, исходя из особенностей конкретного класса, выбрать более лёгкие или, наоборот, более сложные задания, уделить большее внимание тому или иному виду задач, т. е. для успешного усвоения курса нет необходимости стремиться решить с детьми все задачи учебника. Особенностью УМК является математический тренажер; математические диктанты и впервые появились рабочие тетради для контрольных работ. И, главное, можно без проблем приобрести.
Учитывая вышесказанное, я рекомендовала бы учителям работать по учебнику Виленкина Н.Я. и др.