СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Понятие пространственного мышления дошкольников в психолого-педагогической литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение человека ориентироваться в пространстве, иметь развитые пространственные представления является универсальным умением, необходимым ему для любой деятельности. Гармоничное развитие старших дошкольников предполагает, что у них достаточно развиты пространственные представления.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Понятие пространственного мышления дошкольников в психолого-педагогической литературе"»

Понятие пространственного мышления дошкольников в психолого-педагогической литературе

О.В. Бурачевская под пространственным мышлением понимает такой мыслительный процесс, который позволяет человеку усваивать отношения, складывающиеся в окружающей действительности, а также использовать в своей деятельности наглядные модели для того, чтобы отражать связи между объектами, распложенными в окружающем человека пространстве [17, с. 55].

Под пространственным мышлением понимается такой вид умственной деятельности, который обеспечивает создание разнообразных пространственных образов, изображений, а также позволяет оперировать ими при решении задач различной направленности, как практических, так и творческих.

М.А. Еливанова подчеркивает, что оперирование образами позволяет объединять их, изменять, модифицировать в нужном направлении, то есть, согласно поставленным задачам [23, с.28].

Пространственное мышление – один из основных элементов умственной деятельности, которая присуща человеку, так как оно позволяет человеку ориентироваться в пространстве, видеть его в трехмерном измерении, соотносить положение предметов в пространстве и относительно собственного тела. Пространственное мышление основано на представлениях, которые отражают отношения между предметами в пространстве по отношению друг к другу при учете их параметров, таких, как форма, величина, месторасположение, направление движения. При этом уровень обобщенности пространственных образов зависит и от конкретных предметов, и от задач субъекта деятельности.

У.В. Клеш отмечает, что пространственное мышление, это такая разновидность мышления, которое может быть реализовано как в образном, так и в практическом виде. Специфической особенностью пространственного мышления можно считать то, что оно передает отношения, складывающиеся между предметами в речи [29, с. 26].

Пространственные отношения разнообразны и неоднородны. Они состоят из следующих составных частей:

1) пространства собственного тела человека,

2) окружающего человека пространства, где происходит его деятельность,

3) пространства, заполненного графическими образами,

4) речевого пространства, с помощью которого можно описать различные отношения предметов и людей в пространстве [15, 16].

М.А.Еливанова считает, что к компонентам пространственного мышления можно отнести конструктивно-пространственное, графомоторное, пространственно-речевое [23, с. 41].

Наиболее интенсивным периодом развития пространственного мышления является старший дошкольный возраст. Связано это с тем, что дети осваивают разнообразные мыслительные процессы, учатся представлять себя в пространстве, осознают местоположение в нем тех или иных предметов.

Л.С. Набродова считает, что у старших дошкольников представления о пространстве заключаются в таких умениях, как:

- использование приобретенных навыков координации в пространстве. Так, дошкольник учится определять собственное местоположениепо отношению к другим людям и окружающим его предметам;

- давать оценку размеру и форме предмета;

- понимать, из каких фигур состоит тот или иной предмет;

- учитывать расположение предметов при изображении их на листе бумаги [32, с. 149].

Развитое пространственное мышление позволяет дошкольникам научиться оперировать разнообразными наглядными моделями, что в свою очередь, становится прочной базой для освоения им знаковой и схематической систем, позволяющих эффективно обучаться математике.

Процесс развития пространственного мышления ребенка тесно связан с процессом формирования у дошкольников пространственных представлений.

Отметим, что термин «пространственные представления» является чрезвычайно ёмким, отражающим многочисленные и многогранные пространственные характеристики. Познавательная деятельность человека теснейшим образом связана с развитием его пространственных представлений, которые помогают человеку сформировать свой взгляд на окружающий его мир, воспринимать в трехмерном измерении окружающую его действительность [4, с. 23]

Н.А.Арапова-Пискарева отмечает, что пространственные представления начинают формироваться у детей достаточно рано. Их развитие и уточнение происходит на протяжении всего дошкольного детства. Успешное развитие пространственных представлений возможно благодаря наличию ряда факторов: определённого уровня развития и чувствительности анализаторных систем человека; насыщенности той познавательной среды, которая окружает ребенка; уровнем развития его речеслуховых систем, что связано с важнейшей ролью речи в процессе описания пространства [13, с. 52].

Л.М.Леушина отмечает, что пространственные представления у детей начинают развиваться с самого начала их жизни, что является определённым маркером в диагностировании его умственного развития. Развития сенсомоторики способствует тому, что ребёнок начинает соотносит себя с окружающим миром, видеть себя в нем среди разнообразных вещей [30, с. 117].

М.А. Еливанова отмечает, что к начальному этапу ориентировки ребенка в пространстве можно отнести следующие умения:

- ориентировку на собственном теле, что предполагает знание названий частей тела, понимание их пространственного расположения по отношению друг к другу, умение обозначать их расположение соответствующими терминами и предлогами;

- располагать на плоскости (например, поверхности стола) предметы в различных направлениях, определять, а также словесно обозначать место расположения в пространстве игрушек и других предметов;

-определять на листе бумаги правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа, его середину [23, с. 21].

Н.И.Фрейлах отмечает, что у детей от года до трёх лет возможно развитие умения ориентироваться в пространстве на занятиях по конструированию, лепке, аппликации, рисованию. Благодаря этим видам деятельности дошкольники знакомятся с местоположением предметов, возможностью их перемещения в пространстве [9, с 22].

По мнению Л.В.Абрамовой, дети трех лет могут различать следующие пространственные направления: вверху – внизу,справа – слева, впереди (спереди) – позади (сзади), [12, с. 158].

У.В.Кулеш отмечает, что дети 4 лет уже смогут самостоятельно определить местоположение нескольких игрушек, которые находятся от них в противоположных направлениях: сзади-спереди, слева-справа, за – перед. В пять лет они свободно определяют местоположение предметов по отношению к другим, а также свое положение среди них: я нахожусь перед столом, за столом, около стола; также дети могут передвигаться в заданном направлении [29, с. 25].

Е.И.Щербакова определяет следующие пространственные умения дошкольников: ориентировка на листе бумаги, овладение умением разложить предметы в разных частях листа: посредине, сверху, снизу, в верхнем левом углу и т.д. [10, с. 50].

Проведенный анализ научных исследований показывает, что дошкольники усваивают пространственные представления, могу ориентироваться в нем, а также применять свои знания и умения в жизни.

Н.Я. Семаго считает, что можно выделить следующие особенности развития представлений о пространстве у старших дошкольников:

– они носят конкретно-чувственный характер, то есть, старший дошкольник ориентируется преимущественно на своем теле и относительно его положения;

– самым сложным для дошкольников является умение отличить свою правую сторону от левой (это касается и различения рук, и ног, и в целом всего тела;

– дети дошкольного возраста легче ориентируются среди статично стоящих предметов;

– дошкольники быстрее определяют местоположение в пространстве того предмета, который находится к ним ближе [38, с. 84].

К концу старшего дошкольного возраста у детей должны быть сформированы следующие пространственные представления: они должны уметь ориентироваться в помещениях, в которых бывают; знать дорогу к основным объектам их жизнедеятельности (садику, магазину, дому, поликлинике); понимать, что обозначают следующие пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди, вверху, внизу, сверху; уметь обозначать в речи местоположение предметов как относительно себя, так и по отношению к другому предмету; уметь ориентироваться на листе бумаги[14, c. 178].

Таким образом, пространственное мышление - это умение оперировать реальными предметами и их образами в пространстве. Пространственное мышление развивается на основе пространственных представлений о местоположении и перемещении предметов по отношению друг к другу, по отношению к собственному телу ребенка, а также по отношению к окружающим его предметам.

































Список использованной литературы:



  1.  Булычева, А.И. Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 1.Младший и средний дошкольный возраст [Текст] / Под ред. А.И. Булычевой. -М.:Издательство НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2017. - 194 с.

  2. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] /А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464с.

  3. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособ. [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2017. -344 с.

  4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов старшего педагогического учебного заведения [Текст] / С.А.Козлова. - М.: Издательский центр Академия, 2013. – 432с.

  5. Михайлова, З.А. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия [Текст] /З.А.Михайлова – М.: Центр педагогического образования, 2014. - 439 с.

  6. Михайлова, З.А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста: учебное пособие к спецкурсу [Текст] /З.А.Михайлова – СПб, 2015. - 228 с.