Гумарова Марина Николаевна,
учитель технологии МБОУ «СОШ п.Мариец»
Предметная образовательная область «Технология» и ее роль в системе школьного образования
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников.
Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи трудового обучения:
- повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень учащихся
- обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;
- воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).
Особенностями учебного предмета «Технология» являются:
- практико-ориентированная направленность содержания обучения,
- формирование социально ценных практических умений и развитие творчества
- возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах, которые обеспечивают благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся.
В нашей школе технология изучается в трех направлениях: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (ранее «Технический труд», «Обслуживающий труд» и «Сельскохозяйственный труд» соответственно).
Жизнь заставляет пересмотреть некоторые положения теории трудовой подготовки в школе. Не отвергая в принципе той базы, которую создала прежняя система трудовой подготовки, но в соответствии с ФГОС образовательная область «Технология» вносит целый ряд принципиальных новаций:
- «технология» как образовательная область синтезирует знания математики, физики, химии, биологии, других научных дисциплин. Но они, эти знания, рассматриваются как фактор развития промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других сфер деятельности человека. Показ востребованности этих знаний, их применяемости при трудовой деятельности очень важен: школьники проникаются пониманием значения качества собственной подготовки;
- использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации;
- в содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.
Какова же роль предмета «Технология» в системе школьного образования?
Технологию, по негласной традиции, относят к второстепенным дисциплинам. Может быть, действительно, этот предмет не такой важный среди школьных предметов? Что дают детям занятия в школьной мастерской? Уроки технологии, пожалуй, единственная возможность познакомиться с конструкцией различных приборов, машин и оборудования, поработать с ними.
Именно в технологии может быть достигнута большая степень успешности каждым ребенком. На уроках технологии каждый может состояться как творец.
Именно технология, как ни какая другая предметная область позволяет в полном объеме применять в практической деятельности знания, полученные на данном этапе обучения.
Возрастающая учебная нагрузка на школьников и соответственно увеличение времени, проводимого ими в статичном положении, негативно отражается на их здоровье, а на уроках технологии учащиеся имеют возможность чаще сменять динамические позы, сменять умственную деятельность физическим трудом.
Зачастую на технологическое образование смотрят лишь как на подготовку рабочих кадров. Считается, что умение трудиться руками нужно только рабочим. Но это ведь не так.
Предмет «Технология» способствует соединению теории и практики, он дает детям знания и умения, как вести домашнее хозяйство.
Но технология - это еще и развитие творческого потенциала ребенка, воспитание важнейших для человека качеств — трудолюбия, упорства, дисциплинированности, ответственности. Уникальность предмета в том, что это некий межпредметный мостик, который объединяет другие области знаний в школе.
Сегодня наши дети, и особенно подростки, погружены в виртуальный мир. Поэтому очень важно переключить детей на что-то интересное и реальное. Это могут быть уроки технологии с интересными совместными проектами. Причем эта работа может вестись не только в школе на уроках технологии, но и в системе дополнительного образования.
Я понимаю, что для повышения интереса к предмету технология, учителя технологии, что только не придумывают.
Пересмотрев всю ту деятельность которую я веду в рамках предметной области «Технология» я составила образовательный проект «Стать человеком», который реализуется и в данный момент.
Цель образовательного проекта: создание условий для разностороннего развития личности.
Для реализации поставленной цели определены задачи указанные на слайде.
Основная задача это: развития интеллектуальных и духовных способностей учащихся в процессе изучения предмета “Технология”.
В основу проекта легли слова Чехова:
«Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».
Поэтому проект состоит из трех направлений:
1 направление – ясным умственно это - наука «Учись учиться»
Цель данного направления:
повышение качества обучения и развитие интереса к учению.
Мотив - это источник деятельности любого человека.
Для этого в своей деятельности я использую приемы технологии сотрудничества, использую групповые формы работы, игровые технологии и т.д.. Кроме уроков провожу предметные недели, реализую программы внеурочной деятельности.
2 направление – чистым нравственно это - душа «Я – гражданин России»
Цель данного направления:
Формирование гражданской позиции учащихся, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Патриотическое воспитание учащихся через предметную область «Технология» осуществляется через участие в мероприятиях различных уровней:
- акции, выставки, конкурсы, экскурсии, работа с ветеранами, работа на учебно-опытном участке школы и многое другое.
Совместная деятельность по данному направлению работает лучше любых лекций.
Одной из задач ФГОС является воспитание любви к своей малой Родине. В 2017 году ко Дню рождения Республики Марий Эл мы с девочками 7 класса во внеурочное время подготовили марийский танец, к которому на уроках технологии сами сшили марийские костюмы. В данное время девочки разрабатывают модели национального костюма для мальчиков. Думаю, что это есть показатель моей деятельности по данному направлению.
3 – направление – опрятным физически это - здоровье «В здоровом теле – здоровый дух».
Цель направления:
Показать учащимся значимость их физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития их нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Основная задача - Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Программа предмета «Технология» предусматривает формирование у учащихся принципов здорового образа жизни.
На уроках кулинарии дети узнают о витаминах, белках, жирах, углеводах, полезных продуктах питания.
На уроках швейного дела узнают о натуральных и искусственных тканях и их влиянии на здоровье человека.
Ожидаемые результаты работы по проекту отображены на слайде.
Хочется отметить следующие запланируемые результаты реализации проекта
Из краткосрочных:
положительные результаты обучения и воспитания, Любовь и бережное отношение к природе, школе, взаимоуважение, ведение здорового образа жизни.
Из долгосрочных:
повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Разносторонняя работа по всем направлениям, связь с окружающей жизнью любой темы, личный пример в сумме дали положительный результат.
Программа «Стать человеком» возникла потому, что по моему мнению у каждого человека есть в этой жизни свое призвание, своя миссия, но в первую очередь он должен быть просто человеком,
быть добрым, отзывчивым, должен уметь любить.
Необходимость серьезного отношения к проблемам технологического образования, которое призвано формировать у учащихся технологическую культуру сегодня является актуальным, как никогда, но успех реализации гарантирован лишь при государственной поддержке этого предмета.