Преемственность детского сада и семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей по программе «Я – маленький гражданин России»
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник закрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
(В.А.Сухомлинский
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Также одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Дошкольники очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для позитивной социализации, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма, поэтому мы разработали программу «Я маленький гражданин», где особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка.
Актуальность программы определяется потребностью общества в гражданско-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Программа «Я – маленький гражданин» гражданско-патриотического воспитания дошкольников предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий по работе с семьёй.
Задача детского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагога – сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса, и реализовать через функции:
развитие интересов ребенка;
распределение обязанностей и ответственностей между родителями;
формирование семейных отношений;
понимание индивидуальности ребенка.
Для этого мы используем как традиционные , так и нетрадиционные формы работы с семьёй. Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь детского сада с родителями, семьёй.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Мы решили включать родителей и детей в общее дело (участие в мероприятиях, играх, проектах, конкурсах).
Применяли метод семейных проектов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме «Моя родословная», «Герб семьи».
Для ребят и родителей были оформлены мемориальные стенды «……», « Ветераны Великой Победы». Во время экскурсии ребята могут ознакомиться с жизнью и подвигом ветеранов ВОВ своих прадедов и тружеников тыла
Были подготовлены памятки для родителей дошкольников: «Как растить маленького патриота», «Дом, в котором я живу».
Были организованы выставки рисунков и поделок детей и родителей на тему «Этот день Победы».
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания является проведение сезонных праздников …………., так как они со всеми, относящими к ним обрядами познания народной мудрости, души, традиции и уклада жизни нашего народа. Осенью ежегодно у нас проходит ярмарка, зимой – Новый год, Рождество, Святки, Масленица; а весна нас встречает – Благовещеньем, Вербным воскресением, Пасхой, Троицей.
А более подробно с особенностями каждого праздника дети знакомятся на тематических неделях, которые проходят у нас в детском саду.
Надо продолжить…..
Преемственность (или сотрудничество)детского сада и семьи характеризуется согласованной деятельностью партнеров, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. В данном сотрудничестве возникают общая содержательная основа взаимодействия, эмоциональное единство, осуществляется обмен идеями, мыслями, взглядами, информацией. Все это позволяет нам согласовывать, объединять, координировать общие усилия для достижения цели - воспитание гражданско- патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в рамках преемственности детского сада и семьи.
Такое сотрудничество позволяет нам применять и распространять опыт позитивного, созидательного взаимодействия воспитанников детского сада и семьи. Оно дает возможность детям строить взаимодействие на основе общечеловеческих ценностей, ориентируясь на различные грани понимания и принятия себя как человека и гражданина - настоящего патриота своей страны.
Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны.
« .. Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину- такую,
Какой её ты в детстве увидал…»
Константин Михайлович Симонов: