СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Приемы критического мышления "

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт собственной работы показывает, что критическое мышление формируется и развивается во время обработки информации, решения задач, проблем, оценки ситуации, выбора рациональных способов деятельности. Поэтому такие уроки, где это постоянно происходит, создают плодотворные условия для формирования и развития критического мышления. Использование элементов этой технологии дает возможность сделать уроки более интересными, современными, активизировать познавательные способности учащихся, развивать их творческие способности.

Технология критического мышления позволяет сформировать учащегося как мыслящую личность, готовую учиться всю жизнь, интеллектуально независимую, способную к активной общественной жизни в условиях современного социума.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Приемы критического мышления "»


«Приемы развития критического мышления

на уроках географии»



Чванова Елена Владимировна,

учитель географии МБОУ «Гвардейская школа – гимназия №3»



На традиционном уроке мы, учителя, заинтересованы, прежде всего, в изучении учебного материала в соответствии с программными требованиями. Вот и приходится учителю работать больше самому, при этом дети бездействуют и воспринимают информацию в готовом виде, не прилагая усилий в поиске знаний. Но, когда дети выходят из стен школы, они теряются и выясняется, что их не научили главному – таким жизненно – необходимым навыкам, как эффективному общению, способности самостоятельно решать проблемы, справляться с отрицательными эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, уметь отказывать, быть успешными в учебе и работе, в жизни. Из-за несформированности этих жизненно-важных навыков молодые люди в будущем будут иметь низкую самооценку, неуверенность в себе, не смогут найти себя в обществе, в семье.

В современном динамично развивающемся обществе востребованы люди, обладающие такими качествами, как мобильность, решительность, ответственность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей.

Решить часть задач, которые сегодня стоят перед школой, помогут современные образовательные технологии. На уроках географии я использую технологию развития критического мышления.

Критическое мышление – это способность человека четко выделить проблему, которую необходимо решить; самостоятельно найти, обработать и проанализировать информацию; логично построить свои мысли, привести убедительную аргументацию; способность мыслить мобильно, выбирать единственно верное решение проблемы; быть открытым к восприятию мыслей других и одновременно принципиальным   в отстаивании своих позиций.

Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно под руководством учителя добывать знания на основе работы с текстом учебника. Данная технология способствует актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, стимулированию мыслительной деятельности, развитию творческого типа мышления. Она позволяет эффективно развивать географическое мышление

Урок географии, организованный с использованием технологии критического мышления, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком, т.к. позволяет решать следующие задачи:

- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

- информационной компетентности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура технологии РКМ, разработанная американскими педагогами КуртисМередит, Чарльз Темпл и ДжинниСтилл, стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.


Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы


Технологические

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия:

Вызов (evocation):

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новойинфор-мации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изуча-емому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предполо-жения), системати-зирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые

хочет получить ответы.

  • мозговой штурм

  • кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения

  • Игра-упражнение «Веер»

  • Прием «Поясните цитату»

  • Прием «Как вы объясните народную мудрость»

  • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

  • Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

  • Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных

  • Прием «Верите ли вы, что…»

  • Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)


Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия:

Осмысление содержания (realizationofmeaning):

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

  • Прием инсерт(пометки на полях)

  • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

  • Чтение со стопами

  • Прием «Сводная таблица»

  • Прием «Тонкие и толстые вопросы»

  • Прием «Зигзаг»

  • Прием «Мое мнение»

  • Прием «Мозговой штурм»

  • Прием «Фишбоун»

  • Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)

  • Стратегия решения проблем «Идеал»


На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III стадия:

Рефлексия (reflection):

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

  • Написание эссе

  • Рефлексивный экран вопросов

  • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

  • Прием «Мое мнение»

  • Плюс – Минус - Интересно

  • Написание синквейна

  • Смайлик

  • Ассоциативный куст

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.


Например,приём «сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица так: средняя колонка называется “линией сравнения”. В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от “линии сравнения”, заносится информация, которую и предстоит сравнить.Задание для учащихся: прочитайте текст в учебнике и заполните таблицу «Основные признаки циклонов и антициклонов».

Циклон

Линия сравнения

Антициклон


Вертикальное движение воздуха в центре



Общее направление ветра



Круговое движение воздуха



Характер погод



Прием «Ассоциативный куст». Ассоциация способствует свободному и открытому мышлению. Этот прием рекомендуется использовать на разных этапах актуализации и рефлексии как во время групповой работы, так и индивидуально.

Для составления ассоциативного куста следует придерживаться таких правил:

1.Записать на доске или листе в центре ключевое слово или фразу.

2.Записать любые слова или фразы, которые приходят в голову.

3.Ставить знак вопроса возле частей куста, в которых есть неуверенность.

4.После заполнения «куста» указать проблемы или темы, для рассмотрения которых необходима дополнительная информация.

5.Записывать все идеи, которые появляются.

Опыт собственной работы показывает, что критическое мышление формируется и развивается во время обработки информации, решения задач, проблем, оценки ситуации, выбора рациональных способов деятельности. Поэтому такие уроки, где это постоянно происходит, создают плодотворные условия для формирования и развития критического мышления. Использование элементов этой технологии дает возможность сделать уроки более интересными, современными, активизировать познавательные способности учащихся, развивать их творческие способности.

Технология критического мышления позволяет сформировать учащегося как мыслящую личность, готовую учиться всю жизнь, интеллектуально независимую, способную к активной общественной жизни в условиях современного социума.