ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Смолина Маргарита Павловна, студентка 3 курса
Красноярский педагогический колледж №1 им М. Горького
Аннотация: в данной статье раскрывается понятие речи и устной речи, какие методы и приемы развития устной речи может использовать педагог на уроке, ведь современный учитель должен иметь достаточный теоретический и практический опыт работы с младшими школьниками, чтобы использовать его в процессе различных видов речевой деятельности. Приводятся примеры из букваря В.В. Репкина
Ключевые слова: речь, устная речь, приемы и методы.
В сфере образования происходят глубокие изменения в связи с обновлением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В содержании ФГОС НОО по учебному предмету «Русский язык» учащийся должен овладеть основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, таких как [1] :
аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь;
говорение: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) устного общения; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
чтение: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; находить информацию, заданную в тексте в явном виде.
На сегодняшний день качество устной речи младших школьников является серьёзной проблемой для школы и родителей. Подобрать подходящие приёмы для развития устной речи первоклассника является важной задачей для педагога. Актуальность исследования данной проблемы заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Вопрос о развитии речи поднимали в своих работах такие выдающиеся лингвисты, методисты и учителя-практики, как Л.В. Занков [3], Л.С. Выготский [2] и др.
Сам термин «речь» - это конкретное говорение, имеющее определенные временные рамки и звуковую или письменную форму [5]. Устная речь - это речь в устной форме, состоящая из комплексного умения понимать звучащую речь (аудирование) и умения производить речь в устной форме (говорение) [5].
Основными формами устной речи являются [8]:
монологическая – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом;
диалогическая – непосредственное общение двух людей, при условии, что реплики одного из них – это ответы на высказывания другого (в школе обычно применяется искусственная форма диалога – беседа, диалог между учителем и учеником);
полилогическая – предполагает одновременное участие в разговоре более трех участников.
Развитие устной речи учащихся является практической стороной изучения языка, развития навыков и умений, способствующих обогащению активного словарного запаса, свободному использованию всех грамматических средств - частей речи, предложений, различных типов предложений, слов. При решении проблемы развития речи младших школьников на уроках русского языка существует противоречие между возросшими требованиями к обучению языка и недостаточно сформированной устной речи у младших школьников. Чем правильнее и богаче речь у первоклассника, тем шире его возможности в познавательной деятельности. Таким образом, необходимо формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению словарного запаса и свободному пользованию всеми грамматическими средствами.
Широкое применение в работе по развитию устной речи в период обучения грамоте имеет словесный метод. Этот метод может быть реализован с использованием различных приемов (беседа, рассказ, рассуждение). Суть этого метода заключается в том, что педагог организует поисковую деятельность учеников на основе наблюдений за языковым материалом - «звук», «слово», «предложение», «высказывание», а также речь в целом, а не только способствует воспроизведению изученного, но формирует выводы, размышления, рассуждения [6].
Беседа - это один из приемов, при помощи которого реализуется словесный метод. Нужное условие беседы есть четкость постановки вопросов, их структура и содержание. Согласно содержанию, вопросы ориентированы на формирование как языковых, так и речевых умений и способностей. Беседа – прием обучения (А. Н. Беляев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов), с помощью которого учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и опыт, выясняет, объясняет, рассказывает, обобщает, ставит вопрос, организовывает работу с учебником, инструктирует, контролирует выполнение задач с целью более эффективного усвоения новых знаний или повторения и проверки учебного материала[6].
Повествование - прием, требующий самостоятельного изложения материала в соответствии с определенным фактом, событием, явлением. Повествование просит от школьника определения содержания выражения, отбора материала, его классификации и проигрывания в строгом соответствии с грамматическими требованиями, логичности построения предложения и последовательности изложения идеи. Обучение строить повествование в ходе работы начинается с построения выражения по вопросам [6].
Рассуждение - размышление о чем-либо или о ком-нибудь. Данный прием используется для убеждения, а, чтобы править этим процессом, у учащихся вырабатывается определенное суждение, насчет чего будут строиться рассуждения. Рассуждение более трудный прием. Обучение рассуждению начинают с построения выражений в форме рассказа с вопросами, а также простых по содержанию, структуре и размеру устных откликов на увиденное, услышанное, прочитанное. Особое место отводится построению рассуждения на нравственно-этические темы [6].
Развитие речи рассматривается как особая задача, требующая специальных средств ее решения. Они заключаются в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам монологической речи. Решение этой задачи предполагает овладение рядом умений, как общеречевых, так и специфических для того или иного вида речи. Важнейшими из них на начальном этапе обучения являются: осознанное использование всех возможностей слова как важнейшего средства речевого общения; умение правильно ориентироваться в особенностях текстов разных типов, от качества которого решающим образом зависит развитие монологической речи.
По мнению Кузьминой А.А и Кемеровой А.В можно использовать такие приемы для развития устной речи. Данные приемы можно использовать при работе с учебником В.В. Репкина [7,8]:
Разговор. Организация разговора поможет учителю понять особенности поведения и речи учащегося (замкнутость, молчаливость, застенчивость, скромность, излишняя развязность, болтливость, хорошее и слабое развитие и т. д.) [4].
Беседа - прекрасное средство, в которое вовлекается весь класс. Беседы помогают выявить круг детских представлений и узнать, как учащиеся владеют речью. Всем этим процессом руководит учитель. Для беседы можно взять отрывок из поэмы А.С. Пушкина « Руслан и Людмила» [4].
Вопросы для беседы:
Какого цвета дуб стоял у Лукоморья?
Из чего сделана цепь на дубе том?
Когда ходил кот учёный по цепи кругом?
Что заводит кот учёный, идя направо?
Что говорит кот учёный, идя налево?
Что делает леший там, где чудеса?
Кто сидит на ветвях дуба?
Что там на неведомых дорожках от невиданных зверей?
Заучивание стихотворений несет в себе огромное значение для развития речи и памяти учащихся. При заучивании наизусть обучающиеся могут хорошо понять и представить то, что они собираются заучить [4]. Для заучивания, хочу предложить небольшое стихотворение:
Работа по изображению. Дети любят картинку, она вызывает у них живое представление о природе, каком-либо событии, знакомой игре. «Покажи картинку, и немой заговорит», - писал К. Д. Ушинский. Изображения для работы с детьми младшего возраста должны быть просты и чётки как по сюжету, так и по композиции [4].
Вопросы: Что ты видишь на картинке? Опиши героев.
Словарная работа. В первом классе проводится исключительно большая работа над словом. Она начинается с момента прихода учащихся в школу и продолжается до конца учебного года. Основной задачей учителя является обогащение словаря ученика и активизация имеющегося у него запаса слов [4].
В данном задании есть слова, которым учащимся еще не знакомы, нужно объяснить им что это, но для начала спросить знают
Работа с загадками. Прекрасным материалом для работы по развитию речи с учащимися первых классов являются загадки. Работа над загадками обогащает словарь ребёнка. Загадка даёт запас не только отдельных слов, но и целых образных выражений [4]. После того, как учащиеся отгадает, нужно с ними поговорить о данном предмете. Что это такое? Как выглядит? Встречали вы в своей жизни или нет? Опишите.
Таким образом, выделенные приемы развития устной речи дают возможность предположить, что систематическая работа по созданию условий для взаимодействия всех участников учебного процесса способствует формированию навыков речевого общения учеников младших классов.
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей его жизни. Развитие устной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Для того, чтобы речь у младшего школьника была красивой, эстетической и правильно звучащей необходима систематическая работа в речевом развитие во время учебного процесса, и во внеучебном пространстве.
В заключение хотелось бы сказать о том, что начальная школа заинтересована в формировании у учащихся внимания и интереса к собственной речи и к речи окружающих людей, к процессу говорения, к стремлению овладения хорошей устной речью.
Библиографический список
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) — М.: Просвещение, 2021.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений;-М.: 2021.
Занков Л.В., Кузнецова Н.В. Опыт обучения русскому языку в 1 классе. – М., 1961.
Кузьмина А.А, Кемерова А.В. Система работы по развитию речи учащихся в первом классе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sheba.spb.ru/shkola/razvitie-rechi-1954.htm.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ под общ. ред. Л. И. Скворцова – 28-е изд., перераб. – М: Мир И образование, 2015.
Подборский Ю.Г. Педагогические методы и приемы развития устной речи младших школьников в процессе различных видов речевой деятельности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/15227.htm.
Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь: В 2 ч. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Репкин В.В., Восторгова Е.В. Русский язык. I класс. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.