СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: Применение ИКТ для развития творческого потенциала личности при обучении физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены вопросы развития творческого потенциала личности. 

Просмотр содержимого документа
«Статья: Применение ИКТ для развития творческого потенциала личности при обучении физики»


Тема: Использование информационных технологий для развития творческого потенциала личности при изучении физики.


«Мы движемся к постиндустриальному миру,

в котором правит триада «образование- наука – инновации.»

Интерактивная лекция Президента Республики Казахстан

Н.Назарбаева «Казахстан на пути к обществу знаний»


Обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.

«Творчество, отмечает в своей книге «Десять заповедей творческой личности» австрийский психолог, писатель П.Вайнцвайг- высочайшая из человеческих функций, которая зиждется на свободе воли и воображения. Именно свобода и воображение, если к ним подходить с ответственностью, помогают человеку быть творцом будущего, а не только порождением прошлого... люди рождены для творчества - это их богатство, право и основа судьбы. Творчество - это возрождение, вечный источник молодости; творчество придает свежесть, оригинальность и значимость всему, чем мы занимаемся, о чем думаем и что чувствуем.

В творчестве мы используем свои уникальные возможности и выражаем

неповторимость наших мыслей и чувства. Каждым творческим проявлением

мы развиваем Силу Личности, которой доступно созидание. Обрести Силу Личности можно только одним способом: раскрыв и осознав суть своей натуры — свой творческий потен­циал»

Взгляды П. Вайнцвайга на определение творчества подтверждает и

С.Д. Смирнов, который отмечает: «...творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности»

Творческая работа приводит к получению нового результата, нового продукта. Творчество-способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему. Творчество- саморазвитие, самосовершенствование, самовоспитание, постоянный интерес к поиску.

В широком смысле понятие «потенциал» определяется в большой советской энциклопедии как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области».

По определению В.И. Андреева «Творческая личность - это человек, способный к непрерывному саморазвитию и самореализации в одном или нескольких видах творческой деятельности».

В процессе поиска оптимальных форм и методов развития творческого потенциала личности главным является повышение качества получаемого образования на основе возрастания профессиональной уверенности будущего специалиста, возрастания способности концентрировать творческие усилия, упорство, оптимизм, стремление и потребность внедрять новое, смелость и независимость в высказываниях, высокий и адекватный уровень самооценки.

«Человек утверждается на Земле, постигая тайны явлений природы или делая определённые предположения на этот счёт» - так утверждал казахский мыслитель Абай Кунанбаев. Постичь тайны явлений природы человеку помогает наука- физика. Физика –одна из интереснейших наук, так как идеи и методы её нашли применение в различных областях человеческой науки.

Физика как учебный предмет создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует мировоззрение, творческие способности учащихся.

Изучение физики способствует формированию высоконравственной личности. А это самая главная задача образования.

Применение информационных технологий при изучении физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творческого развития личности - ответственной, знающей, способной решать новые задачи, как по предмету, так и жизненные задачи.

Интерактивные технологии, методы и средства получения, преобразования, хранения и использования информации, которым сегодня уделяется достаточно много внимания, способны развивать личность и формировать ее творческий потенциал.

При обучении физики могут применяться следующие виды информационные технологий:

Мультимедийные презентации делают учебный материал более понятным, дают возможность продемонстрировать физические свойства, явления, процессы и принципы работы современных приборов, привлекают внимание студентов к фундаментальным достижениям и прикладным задачам физики. Компьютеры с выходом в Интернет позволяют студентам использовать астрономические данные, анимации, фотографии и видеозаписи физических явлений, фрагменты художественных фильмов, иллюстрирующие различные физические законы при подготовке и проведении научно-практических конференций «Сердца, отданные науке», «Будущее атомной энергетики», «Мир галактик» и др.

Лучшему усвоению студентами физических свойств, явлений, процессов, законов при проведении лекционных занятий способствует применение учебных видеофильмов, обсуждение видеофрагментов с физическими опытами без готовых комментариев. Перед показом и в процессе демонстрации перед студентами ставятся вопросы: Какова цель эксперимента? Какую гипотезу можно положить в основу эксперимента? При каких условиях должен протекать эксперимент? Какие величины надо измерить? Какими приборами мы будем их измерять? Что вы наблюдаете?

После показа видеофрагмента в совместной беседе выявляются существенные признаки наблюдаемого явления, закона.

Использую анимационные схемы многих физических процессов, имеющиеся на сайте "Физика в анимациях".

Компьютерное моделирование эксперимента способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.

Компьютерное тестирование позволяет не только индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов, но позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”. Для контроля знаний также использую составленные самими студентами мультимедийные презентации.

Обучающие программы позволяют расширить кругозор и углубить свои знания. Самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике. Среди мультимедийных дисков применяю мультимедийные курсы физики "Физика в картинках", "Открытая физика" фирмы Физикон, "Репетитор" фирмы 1С и т.д.

Электронные учебники и обучающие программы целесообразнее использовать при выполнении домашних работ и самостоятельной работе студентов, как и при работе с любой учебной литературой, в этом случае необходимо тщательно продумать и конкретизировать задания для обучающихся. Научное и доступное изложение студент может неоднократно услышать при использовании электронных учебников типа: «Домашний репетитор». Также методику решения задач, сопровождающихся различными анимациями, схемами и т. п.

Программы-тренажеры выступают как самостоятельный продукт, который позволяет отработать изученный материал, выявить проблемы, с которыми учащиеся сталкиваются при изучении теоретического материала.

Так как физика - наука экспериментальная, изучение её трудно представить без демонстрационных и лабораторных работ.

Активизирующим фактором развития творческого потенциала студентов является использование компьютерной лаборатории. Она необходимо для выработки навыков измерения физических величин, выполнения физических опытов, умения делать правильные выводы из своих наблюдений.

В них студент может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы, критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи; формулировать аргументированные выводы, находить решения, При этом каждый обучающийся сможет выполнять свою лабораторную работу самостоятельно. Как обычно, перед выполнением работы необходима предварительная подготовка – изучение теории явления, тогда осмысленная работа с экспериментальными установками может принести пользу в более глубоком понимании предмета. Можно также показывать демонстрации во время объяснения нового материала. Такие демонстрации очень наглядны, улучшают восприятие и пробуждают интерес к предмету. Преимущество таких демонстраций, в сравнении с обычными видеофильмами, еще и в том, что преподаватель может оперативно, изменяя параметры в программе, отвечать на вопросы учащихся: "А что будет, если…?" « Давайте сделаем и посмотрим!» Также компьютерную лабораторию можно использовать для выполнения исследовательских работ и проектов.

Современные компьютерные технологии позволяют дополнить традиционную схему обучения. Обучающие программы, моделирующие физические процессы и явления, которые не всегда удается показать "в живую" в учебных условиях. Также можно использовать следующие образовательные сайты: class-fizika.narod.ru.

Учебные видеоролики и анимации по физике. Класс!ная физика

class-fizika.spb.ru Занимательная физика. Перельман Я.И.

pta-fiz.jimdo.com видео-по-астрономии/

фильмы-об-ученых

www.askskb.net интерактивная физика.опыты

www.youtube.com Опыты Национальный Исследовательский Ядерный Университет «МИФИ», Гервидс В.И.

video.yandex.kzУчебные фильмы по физике.

www.youtube.com Обучающие фильмы.

dokonline.com/nauchno_populiarnie/fizika/Документальные фильмы.

www.all-fizika.com.Физический энциклопедический словарь

www.all-fizika.com.

Электромагнитная индукция» - «Леннаучфильм» 1978г. Видеоматериалы по физике более наглядно демонстрируют общие тенденции развития современной физической науки.

.school-collection.edu.ru

Научно-популярный физико-математический журнал "Квант".

www.psciences.net.Научно-популярный сайт пропагандирует достижения науки и техники в доступной форме.

Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности быстрого доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой творческий потенциал и улучшить качество жизни.










Литература:

1. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности.- М.,Прогресс,1994.

2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей факультетов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.

3.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития

Инновационный курс. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998.

4. Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.


Интернет-ресурсы:

www.bnews.kz;Астана,5 сентября 2012г. интерактивная лекция Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Казахстан на пути к обществу знаний».

phys.web.ru

www.infoline.ru

class-fizika.narod.ru

nsportal.ru/shkola/fizika

college.ru/enportal/physics