СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Применение компьютерных технологий в диагностическом обследовании пространственных представлений старших дошкольников с ОНР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  дано краткое описание возможности использлюованич компьютерных технологий и методики  обследования пространственных представлений старших дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития, указаны результаты исследования. 

Просмотр содержимого документа
«Статья «Применение компьютерных технологий в диагностическом обследовании пространственных представлений старших дошкольников с ОНР»»

Применение компьютерных технологий в диагностическом обследовании пространственных представлений старших дошкольников с ОНР.

Учитель-логопед МБДОУ №50 Болдырева Наталья Ивановна.

Аннотация: В данной статье дано краткое описание возможности использования компьютерных технологий и методики обследования пространственных представлений старших дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития 5-6 лет. Указаны результаты исследования.

Ключевые слова: компьютерные технологии, пространственные представления, старшие дошкольники с ОНР, диагностическое обследование.

Abstract: This article is a brief description of the possible use of computer technology and methods of inspection of spatial representations of the senior preschool children with ONR 3 levels of speech development 5-6 years. Given the results of the study.

Keywords: computer technologies, spatial representation, senior preschool children with ONR, diagnostic testing.

Фундамент уровня образованности закладывается уже в дошкольном детстве, поэтому необходимо постоянное совершенствование не только методик обучения, но и методик своевременной диагностики. Компьютерные технологии довольно прочно вошли в наш быт, что позволяет нам использовать открывающиеся новые возможности компьютерных программ, в том числе и в диагностическом обследовании. Возможности компьютера бесконечны но, к сожалению не велик разработанный инструментарий для детей с целевым использованием программ. Как показывает практика учителя-логопеда, даже специально разработанные диагностические программы такие как, «Визуальный тренажёр» Г.В. Чиркиной, М.Н. Русецкой могут использоваться только как небольшая часть серии адресных заданий для детей и не отвечают полностью цели нашего исследования.

Владея навыками пользователя на среднем уровне и имея большой педагогический опыт можно добиться замечательных результатов применяя знания и опыт, при разработке заданий с помощью мастера в создании презентаций программы PowerPoint. Данная программа открыла перед нами бесконечные возможности моделирования игровых обучающих заданий для дошкольников. Эти задания можно сделать не только красочными и озвученными, но и применить игровые технологии при их создании, сделать их максимально насыщенными педагогическим содержанием, что так необходимо для работы со старшими дошкольниками с системным недоразвитием речи.

Разработав свой инструментарий для диагностики с помощью программы PowerPoint, основываясь на методике обследования пространственных представлений детей Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, мы провели констатирующий эксперимент. С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности пространственных представлений у детей с ОНР, нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер. В эксперименте участвовали две группы детей, по 20 человек в каждой – норма и с ОНР 3 уровня 5 - 6 лет посещающих старшие группы детских садов № 50 и № 121 г. Курска.

Все дошкольники исследовались в индивидуальном порядке, в несколько приёмов, непрерывная продолжительность работы за компьютером не превышала 5-7 минут. Исследовались пространственные представления с помощью разработанной нами диагностической программы.

Вся процедура исследования нами была разбита на два блока:

1 блок: диагностика понимания и употребления предлогов в речи детей и диагностика сформированности неречевых процессов, определяющих пространственные представления.
2 блок: задания на понимание предложений с предлогами и демонстрация по картинке правильного варианта ответа, на исправление ошибок употребления предлогов (модификация методики Т.А. Фотековой), на оречевление сюжетных изображений, требующее использование предлога.

Результаты выполнения всех заданий анализировались методами качественного и количественного анализа. Качественный анализ был направлен на выявление уровня сформированности пространственных представлений старших дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития. Такой анализ позволил оценивать сформированость пространственных представлений детей с точки зрения различных компонентов, влияющих на формирование представлений.

Количественный анализ выполнения заданий осуществлялся по четырём разделам: 1) диагностика понимания пространственного положения своего тела, и внешних объектов по отношению к телу, 2) диагностика сформированности неречевых процессов, определяющих пространственные представления, 3) диагностика понимания логико-грамматических конструкций изображений, требующих использование предлогов, 4) диагностика употребления в речи логико-грамматических конструкций пространственных представлений.

При анализе результатов выполнения экспериментальных заданий использовалась система оценок сформированности пространственных представлений от 0 баллов (не ответил, ответил неправильно); 0,5 баллов (ответил со второй попытки); 1 балл (выполнил правильно) за каждое задание.


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Контрольная группа

ОНР

норма

ОНР

норма

ОНР

норма

1)

-

4

14

16

6

-

2)

-

5

11

15

9

-

3)

1

7

10

13

9

-

4)

-

2

2

18

18

-


Результаты нашего исследования показывают, что овладения словами-терминами, характеризующими пространственные представления, является более сложным процессом, чем развитие их понимания. Отмечается прямая зависимость между тяжестью речевой патологии и степенью выраженности пространственных нарушений. Старшие дошкольники с ОНР или не используют в своей речи предлоги, характеризующие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных, или не дифференцируют их. Способность устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в предметно-практической деятельности и частично принимать их в импрессивной речи сохраняется. Но в экспрессивной речи, дети с тяжелой речевой патологией, зачастую затрудняются в поиске языковых средств, для выражения этих отношений или используют неточные языковые средства. Проведенное нами исследование пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР 3 уровня показало, что неспособность детей свободно пользоваться в речи словесными обозначениями пространственных характеристик положения предметов друг относительно друга, обусловлена именно тем, что их речь не является нормально развитой. В процессе логопедической работы с дошкольниками необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия, пространственных представлений в онтогенезе, временных ориентировок. И это, как и любая сознательная работа требует серьёзного понимания значения пространства и пространственных представлений и умения справляться с этими соотношениями.

Применение компьютерной программы, на этапе диагностики, показало её эффективность в использовании. Учителю-логопеду нет необходимости привлекать внимание детей к той или иной картинке, погружаясь в её рассматривание, экран монитора сам является привлекательным объектом для рассматривания, а если анимированные герои ещё и играют с тобой, то процесс обследования проходит легко, ненавязчиво. Дети работали с интересом, тем более, что компьютерная программа предусматривала возможность самостоятельной проверки правильного ответа. Таким образом, применение компьютерной программы на этапе диагностики пространственных представлений старших дошкольников с ОНР 3 уровня, не только возможно, но и может, является эффективным средством обследования сформированности пространственных представлений. Программа диагностического обследования с использованием компьютерных технологий на данный момент в разработке и готовится нами к изданию.

Список литературы:

1.Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н.Я.Семаго.— М.: Айрис-пресс, 2007.— 112с.

2. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. – М.: Академия, 2002. – 232 с.
3. Семенович, А. В., Умрихин, С. О. Пространственные представления при отклоняющимся развитии / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. – М., 1997. – 178 с.

4. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 1999. – 160 с.
5.Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. – 240с.

6..Филатова, И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи / И.А.Филатова. – М.: Книголюб, 2010.-42с.

7.Фотекова, Т.А., Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, ТВ. Ахутина. – М., Айрис-пресс, 2007. – 176с.

8. Чиркина, Г.В., Русецкая, Н.М. Визуальный тренажёр / Г.В.Чиркина, Н.М. Русецкая. - М.: АРКТИ, 2007. – 82с.