СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Применение проектной деятельности в образовательном процессе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся является способом реализации одной из важнейших задач образования – научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия выбранных вариантов решения.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Применение проектной деятельности в образовательном процессе»

Парфёнова Е. Г., преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

«Применение проектной деятельности в образовательном процессе»


Применение проектной деятельности в образовательном процессе

«Метод проектов – это «от души выполняемый замысел»

1918г

(В.Килпатрик, американский педагог)


Проектная и исследовательская деятельность обучающихся является способом реализации одной из важнейших задач образования – научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия выбранных вариантов решения. Кроме того, это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний.

«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу обучающегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».

«Идеи проектного обучения» возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:

  • постановку проблемы,

  • изучение теории, посвященной данной проблематике,

  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,

  • сбор собственного материала,

  • анализ материала и обобщение,

  • научный комментарий,

  • выводы.

Каждое исследование имеет подобную структуру, и данная цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Подобные задачи решаются в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов с организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства. Педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Использование проектно-исследовательского метода аудиторной и внеаудиторной работе позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого студента.


1