Б.А.Манджиева
МБОУ «СОШ№17» имени Кугультинова Давида Никитича
Применение технологии УДЕ на уроках иностранного языка
Технология УДЕ академика П.М.Эрдниева, основанная на физиологических особенностях, а именно на понятии «условного рефлекса» физиолога Павлова позволяет сделать процесс обучения более эффективным. П.М.Эрдниев также изучал труды Анохина и Шерррингтона, в которых также говорится о физиологических закономерностях организма. В системе УДЕ обучение построено на объединении конкретных знаний, понятий, взаимообратных задач, теорем и функций.
Данная технология используется не только на уроках математики, но и успешно применяется на уроках иностранного языка. Многие преподаватели в течение более 30 лет применяют данную технологию, делятся своим опытом на страницах журналов «Начальная школа», «Математика в школе» и др. Применения технологии УДЕ не теряет свою актуальность в течение уже более тридцати лет, в связи с переходом на новый учебный план и сокращением часов по многим предметам, позволит осваивать программный материал в полном объёме, при этом качество образования должно оставаться на должном уровне.
Что такое УДЕ? Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) как новый термин для сложившейся группы понятий современной педагогики впервые назван в публикации в 1968 г. (Эрдниев П.М. О структуре дидактической единицы усвоения знаний // Вестник высшей школы. – 1968. – № 10).
Содержательное определение УДЕ как научного понятия в настоящее время обрело следующую трактовку: «Укрупнение дидактических единиц – это технология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащихся, благодаря активизации у них подсознательных механизмов переработки информации посредством сближения во времени и пространстве мозга взаимодействующих компонентов целостного представления (знаний)».
Знание теоретических основ УДЕ помогает успешно применять некоторые элементы данной технологии на уроках иностранного языка, хотя это требует тщательной подготовки к уроку, так как необходимо самостоятельно составить задания, а не пользоваться уже готовыми, данными в учебнике. Данная технология требует творческого подхода к уроку, постоянного поиска и работы над усовершенствованием форм и методов работы учителя с применением современных технологий (ИКТ), которые делают урок насыщенным и информативным, при этом решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Применение элементов УДЕ на уроках иностранного языка стало необходимостью и велением времени, так как увеличение того потока информации, который нужно усвоить учащимся, при таком же количестве часов (для базового уровня -3 часа), введением ЕГЭ, требующим тщательной подготовки и систематизации знаний за весь курс обучения в школе. Использование таких элементов, как объяснение материала крупными блоками, а в последствие повторение и закрепление изученного материала, проверка усвоенного материала позволяет экономить до 20 процентов времени, что позволяет не только изучить программный материал, но и использовать на уроках дополнительный материал для более углубленного изучения предмета.
В обучении грамматическому аспекту речи я использую технологию «Укрупнение дидактических единиц», в основе которой лежит алгоритмизация учебных действий. Так, например, при изучении грамматических тем в 5 классе: "Простое настоящее время", «Настоящее длительное время", "Будущее простое время" я знакомлю детей с утвердительными, отрицательными и вопросительными предложениями на одном уроке, используя методику УДЕ - укрупнения дидактических единиц, когда учебный материал подаётся крупным блоком, а алгоритм образование утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений похож на взаимообратные примеры, как в математике: в английском языке, в отличие от русского языка чёткий порядок слов: в утвердительном предложении - прямой порядок слов, в вопросительном - обратный порядок слов. Делая акцент на порядок слов в различных типах предложения и алгоритме образования утвердительных, вопросительных и отрицательных предложений, объясняю грамматическую тему на одном уроке, вместо того, чтобы проходить отдельно каждый тип предложений на отдельном уроке, потратив при этом гораздо больше времени. Объяснение грамматического материала крупным блоком, позволяет детям усвоить тему лучше: многолетние наблюдения показали, что при одновременном изучении всех типов предложений ученики быстрее учатся задавать вопросы, составлять отрицательные предложения и при этом они без труда на первом же уроке задают общий вопрос к утвердительному предложению и наоборот составляют утвердительное предложение, как и в математике во взаимообратных задачах, и при этом ученики видят целостную картину, а не разрозненные темы. При закреплении введённого материала также уходит гораздо меньше времени, можно также повторить тему крупным блоком, например, грамматический или лексический материал, что особенно важно при подготовке к контрольным работам и к экзаменам.
При обобщении грамматического материала, например, группы настоящих, прошедших и будущих времён, модальных глаголов учащиеся учатся анализировать: находить общие и отличительные признаки времён, модальных глаголов. Дети видят общую картину, но при этом чётко различают разницу в употреблении времён английского языка, значение модальных глаголов.
Особо хотелось бы сказать о подготовке к Единому государственному экзамену по английскому языку в 10-11 классах. Хотя подготовка начинается гораздо раньше: уже с 6,7,8,9 классов в УМК издательства Оксфордского Университета "Английский язык. Новая матрица" даются задания приближённые к заданиям формата ЕГЭ, но с учётом возрастных особенностей учащихся. В 10-11 классах важно повторить все аспекты речевой деятельности, все грамматические и лексические темы, стратегию выполнения заданий по аудированию, чтению, лексике и грамматике, письму. В данном случае также помогает технология УДЕ, согласно которой учебный материал повторяется крупным блоком, что немаловажно при подготовке к ЕГЭ, так как за короткий промежуток времени необходимо повторить большой объём информации. При этом задания подбираются таким образом, чтобы дети постарались вспомнить пройденный материал, в некоторых случаях они должны сделать выводы самостоятельно, т.е. задания должны быть проблемными, на достаточно высоком уровне сложности. При планировании урока учитель должен постоянно заботиться о развитии мысли ученика, должен учить его рассуждать, делать обобщения и выводы, доказывать и говорить, учить учиться. И самое главное, технология УДЕ учит мыслить самостоятельно.
При объяснении, закреплении и повторении материала используются дидактические материалы: таблицы, карточки, картинки. Применение ТСО: оснащённый лингафонный кабинет, наличие компьютера и проектора позволяет сделать процесс обучения сделать эффективным. Особенно детям нравится применение информационных технологий на уроке, например, при объяснении новой темы "Простое настоящее время" в 5 классах вниманию учеников представляется презентация, в которой даны сразу все типы предложений. Впоследствии применяется презентации при промежуточном и итоговом контроле, причём задания составлены так, что дети выполняют задания и затем могут проверить себя, что очень важно.
Урок-объяснение, обеспечивающий ориентировочную основу действия, урок выполнения тренировочных заданий строго по алгоритму с проговариванием всех шагов, самостоятельная работа- урок промежуточного контроля сформированности конкретных навыков. В программе 6 класса формы выражения будущего времени даются ограниченно. Я считаю целесообразным вводить все существующие формы будущего времени для того, чтобы предотвратить формирование неверных стереотипов. Учащиеся осваивают такие понятия как конкретная договоренность на выполнение действия, намерение, расписание, независящее от человека, надежды, обещания и т.д. Другими словами, я даю детям ориентировочную основу для функционального использования в речи языковых формул. Это позволяет не только развивать языковые навыки, но и помогает формировать функциональность речемыслительной деятельности ребенка. При выполнении тренировочных упражнений дети пошагово выполняют задания, используют стратегию самопроверки, доводят до автоматизма некоторые мыслительные операции и достигают успешного результата. Доказана эффективность использования теории поэтапного формирования умственных действий в обучении грамматическому аспекту речи через укрупнение дидактических единиц.
Как уже было сказано выше, технология проблемного обучения на уроках иностранного языка тесно связана с технологией УДЕ. Эта технология используется на всех ступенях. Данная тема позволяет мне и школьникам использовать межпредметные связи, развивать понятийный аппарат, ценностные и инструментальные связи. Теоретической основой для данной технологии служат научные труды д.п. н. профессора Сафоновой В.В. Такие формы урочной деятельности имеет высокую воспитательную ценность. Задания проблемного характера зачастую выполняются в формате ролевых игр и конкретных ситуаций. Задания проблемного характера направлены на познание, как иноязычной культуры, так и своей собственной. Во время прохождения темы "Юные герои" в 6 классе, мы изучаем тему "Герои Калмыкии", говоря о проблемах экологии, затрагиваем экологические проблемы Калмыкии. Изучая тему "Праздники в Великобритании", дети с удовольствием готовят проекты о праздниках в России, Калмыкии. Отрадно отметить, что во время прохождения темы "Национальные костюмы" ученики 6 "Б" класса с удовольствием приготовили проекты о национальных костюмах России, Индии, Шотландии, Молдавии и др., проявив при этом творческий подход, умение обобщать, делать выводы и работать в команде. Решаются также воспитательные задачи: толерантное отношение к культурам других народов, чувство патриотизма, любви к Родине.
Применение элементов технологии УДЕ на уроках иностранного языка позволяет усвоить большой объём информации при небольшом количестве часов (3 часа базовый уровень), развивает мышление учеников, учит самостоятельно делать выводы, выражать своё мнение. Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб, и закреплялись в результате его творческой деятельности над учебным материалом. Творческое мышление есть высшая ступень самостоятельности. Знания, добытые таким образом, являются более прочными. Обучение в школе можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащихся серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.
Анализируя работу по системе УДЕ, можно сделать определённые выводы:
1)любое задание требует от учеников не механического действия, а осмысленного решения;
2)знания, даваемые блоком, лучше воспринимаются и усваиваются детьми
3)дети успешно осваивают программу, учатся с интересом и с хорошими результатами;
4)развивается память, мышление, внимание.
Философия УДЕ – достижение целостности знаний как главного условия саморазвития интеллекта учащихся.
Вся работа, организованная по технологии УДЕ, позволяет реализовать принципы развивающего обучения:
обучение на определенном уровне трудностей;
высокий темп обучения;
непрерывное повторение, применение полученных знаний в новых условиях;
ведущая роль теоретических знаний;
воспитание познавательного интереса.
Формирование понятий на основе технологии УДЕ способствует воспитанию личности не с энциклопедически развитой памятью, а с гибким умом, с творческими способностями, то есть такой личности, какую школа должна создавать сегодня. Использование УДЕ на уроках английского языка учит детей самостоятельности, креативности, умению принимать решение, лучше адаптироваться в социуме, т.е. решаются и метапредметные цели. Школа выполняет социальный заказ: воспитать личность, которая отвечает требованиям общества.
Хотелось бы отметить, что применение УДЕ делает процесс обучения более осознанным, развивает творческое мышление учащихся при выполнение упражнений по грамматике и развитию устной и письменной речи, работе над вокабуляром, а уроки становятся интересными, насыщенными: дети получают удовольствие от активного процесса познания, где зачастую им приходится сделать самим вывод, составить различные типы предложений или устное сообщение и при этом детям создаётся ситуация успеха, повышается интерес к изучению английского языка, что немаловажно в разноуровневых группах: слабые учащиеся также стараются выполнять посильные задания. Уроки становятся не шаблонными, так как требуют творческого подхода, тщательного отбора упражнений, которые развивают неординарное мышление, дополнительного материала из различных источников. Выполнение заданий проблемного характера, которые, конечно же, являются посильными для каждой категории учащихся, позволяют учащимся быть активными на уроке и при этом испытывать чувство радости при выполнении данных заданий, что позволяет создать доброжелательную, творческую атмосферу на уроке. Помимо изучения материала учащиеся учатся анализировать, мыслить самостоятельно. Усвоение учебного материала становится более осознанным, знания - прочными, так как обучение является личностно-ориентированным. Считаю, что предстоит большая работа над изучением технологии УДЕ, так как она больше применяется на предметах естественно-математического цикла, постараться глубже понять, выбрать именно то, что больше применимо на уроках иностранного языка.
Список литературы:
1.Калмыкия в событиях и лицах XX век. Учитель учителей академик П.М. Эрдниев Элиста,2006.
2. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986.
3. УДЕ материалы пятой всероссийской научно-практической конференции О.П. Эрдниев, П.М.Эрдниев г. Элиста 1983
4.Преподавание математики в школе П.М.Эрдниев Москва "Просвещение" 1978г.
5. Андреев В.И. «Педагогика творческого саморазвития.» Казань, 1996.
6. Гребенюк О.С. «Концепции и технологии обучения» Сайт: «Начальная школа плюс до и после».
7. Селевко Г. К., Энциклопедия образовательных технологий в 2-х томах, том 1, М., «НИИ школьных технологий», 2006 г.
8. Малюкова О.Г.«Технология на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева». Сайт: «Начальная школа плюс до и после».
9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
10. А.В.Ефремов Феномен академика Эрдниева Казань, изд-во «Магариф»,1999
11.П.М.Эрдниев, Укрупнение дидактических единиц как технология обучения (1,2 часть) Москва «Просвещение»,1992
12.Укрупнение дидактических единиц. Материалы 4 научно-практической конференции 14-16 мая 1987 в г.Элисте.