СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья про наркотике

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

история профилактике наркомании как бороться с этим 

Просмотр содержимого документа
«Статья про наркотике»

Наркотики и алкоголь – путь в никуда.



Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент? Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению наркотиков среди подростков. Что же такое наркомания? В первую очередь, это заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества, это тяжелая и трудноизлечимая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотических препаратов, главным признаком которой является пристрастие к какому-либо химическому веществу, вызывающему приятное психическое состояние - "эйфорию" или изменение восприятия реальности. Организм молодого человека в среднем выдерживает потребления наркотиков не более 7 лет, а детский организм - намного меньше. Средняя продолжительность жизни наркомана - 25 лет. Как жаль это понимать, но изменить невозможно. Очень часто я слышу от знакомых и незнакомых мне людей: не надо мол " возиться с ним - с этим наркоманом, лучше изолировать его от общества, сажать в тюрьму". Несмотря на это, наркомания признана во всем мире болезнью и отношение к человеку, взявшему в руки шприц, однозначное, как преступнику. Может быть, мы думаем, что это неинтересно и нас это не касается. Нет, ещё как касается, потому что наркоманов становится все больше, и это не пришельцы, а люди, которые нас окружают. Поэтому я решила больше узнать об этой проблеме.



История профилактики наркомании.

Первый этап профилактики относится к 1950-1970 годам, когда общество (Западная Европа и США) признали, что наркомания из проблемы отдельных людей превратилась в огромную трагедию больших масс молодёжи. Профилактика приёма наркотиков сводилась к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ. Страх и запреты - вот ключевые слова для понимания смысла этого этапа. Второй этап приходится на 1980 годы и логика - упор на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, суждения по этому вопросу и знание беды поможет не поддаться её влиянию тоже не дала желаемого эффекта. Первичная профилактика - это предупреждение опасности, статистика показывает, что 90% использующих наркотики - это лица в возрасте до 25 лет. Более всего склонны к употреблению наркотиков молодые люди, испытывающие стресс или чувство одиночества. Следующая стратегия - "трудные подростки ", которые фиксируются в так называемом социальном паспорте школы. К трудным подросткам относят нарушителей дисциплины, прогульщиков и состоящих на учёте полиции. Также социальный паспорт школы фиксирует в группу риска детей из неблагополучных семей, а также семьи, родители злоупотребляют алкоголем, были в местах лишения свободы или ведут асоциальный образ жизни. Среди факторов, которые повышают риск начала употребления наркотиков, психологом нашей школы, принимавшей участие в исследовании, были названы следующие факторы:

1) Обстановка в семье: отчуждение между детьми и родителями, которое часто встречается не только в проблемных, но в среднестатистических семьях (стиль воспитания, когда "детям доверяют, совершенно всецело") и в "благополучных " семьях, (где "некуда девать деньги" и дети "имеют на руках средства для карманных расходов").

2) Психологические проблемы подросткового возраста: любопытства (...то, что запретно, то и хочется принять), беззаботность, эффект компании (.. из-за того чтобы быть, как все, не быть" белой вороной" в компании); потребность в самоутверждении.

3) Личностные особенности: неумение расслабиться, опыт употребления алкоголя, слабый характера. Как учителям, так и родителям слабость характера часто называется основным фактором, так как дети реагируют по- разному. Есть дети слабые, есть слабые, которые могут противостоять, и получается, что если в ребёнке стержень родителями заложен, то он уже сможет выбрать, как было".

4) Социальные проблемы: неорганизованность досуга (...мама не может 24 часа в сутки уследить за ребенком, так же как и учителя"). Перечисленный мною набор факторов создает впечатление, что практически каждый в группе риска. Складывается впечатление, когда учителя достаточно хорошо информированы и осознают всю опасность наркомании, и в то же время высокая степень уверенности в том, что большинство учеников, как и их собственные дети, сумеют её избежать. Постепенно разрушается стереотип, что к употреблению наркотиков, склонны мальчики по сравнению с девочками, и первое знакомство с наркотиками происходит не раньше 9-10 класса (14-15 лет). Постепенно у нас в школе формируется мнение, что профилактику наркомании нужно начинать в начальных классах, подыскивая соответствующие возрасту формы и методы, самые же " опасные годы" - это 7-8 классы, "... у них идёт становления личности "Я", они должны утвердиться, к 9 классу они уже как-то определились", так считает психолог нашей школы.



Профилактика наркомании в школе.

Профилактика наркомании в нашей школе охватывает учеников, родителей, а также учителей. На учебный год составляется "план, цикл бесед, лекций с детьми, с родителями, с классными руководителями". Помимо разовых акций, элементы профилактики наркомании становятся предметом обсуждения в рамках специальных предметов, таких как "Основы безопасности жизнедеятельности "(ОБЖ)", а также косвенно затрагиваются при обсуждении близким тем по биологии, литературе, истории. Но основу" антипропаганды наркотиков" в нашей школе составляют мероприятия, формируемые городскими структурами декады - месячники. "Без наркотиков", "Против наркотиков" и.т.д. Недавно в нашей школе проходила декада антинаркомания, в которой принимали участие ученики нашей школы. Среди младшего и среднего звена проводили конкурс наглядных агитационных плакатов (газет) и рисунков. Циклы бесед в старшем звене " Мы выбираем жизнь". Эти акции является частью обширной пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков. Раньше проводили классные часы " по курению, по алкоголизму, а теперь все наркомания". По высказыванию нашей учительницы: "Как мы детям маленьким можем говорить: "Наркотики - плохо? А они ещё не знают, что такое наркотики. "Да, я и сама - то, в принципе, ничего не знаю. Также учителя, психолог и администрация нашей школы, тесно сотрудничает с медиками и представителями правоохранительных органов. Часто приглашают их на классные часы. Выступления медика и полицейского куда более "действенна", чем объяснения учителя, так как они, во-первых, "чужие", а во- вторых профессионалы и могут показать" напрямую, чем это грозит". Но допустимо ли просто говорить о проблеме? Не должна ли школа (и общество) предлагать кому то " альтернативу", которая была бы интересна детям? " Не наносит ли вред эта информация? Кроме того, некоторые ученики демонстрируют более глубокие познания о наркотиках, иногда именно они становятся для учителей источником информации о тех или иных наркотиках и их действии. Проблему можно раскрыть следующим образом: " Работа имеет смысл, если нужная и верная информация правильным образом преподноситься. Я считаю, что дискуссии о том, что может быть, уже нужно прекратить работу по информированию детей и подростков о наркомании и наркотиках" наоборот возбуждающую интерес попробовать", но это моё мнение. Также я считаю, что нужно вести стратегию профилактики наркомании в школе путём запугивания. Показывать странные последствия употребления наркотиков, детей – уродов рождённых от наркоманов, наглядные фильмы, чтобы ученики испытывали шок, страх увиденного и услышанного. " Чем страшнее для детей, тем они лучше, поучительнее воспринимают". Необходима" шоковая терапия". Страх нужно сеять не только вокруг образа наркомана, но и вокруг наркотиков и привыкания к их употреблению. Особенно это действенно при работе с 5-6 -ми классами, которые ещё не готовы к восприятию устрашающих наглядных образов. Как бы ни было учителям остаётся уповать на индивидуальный подход. Поэтому тут нужно работать индивидуально всё-таки. Наши учителя ищут новые педагогические формулы. По наблюдению видно, что современный ученик-это индивидуальность и личность, но не является частью коллектива. Современные дети - самолюбивы, им нельзя призывать, на них нельзя давить, а нужно уважать. Многие учителя не могут найти подход к ученику и поэтому, ученик не может довериться, дабы боится, что подумает учитель.



Школа и родитель - это очень важный фактор.

Основная проблема , в которой сталкиваются наши учителя- рост недоверия и оценкам, родителей к учителям к их информации, "нежелание" родителей включать школу в семейное "воспитание."Большинство родителей придерживается такого плана как ,"Не трогай меня лишний раз". Каждый родитель считает, что его ребёнок самый лучший, умный. И, что он не курит и т.д. Про наркотики там вообще и говорить нечего. Поэтому наши родители реже стали ходить на родительские собрания, на замечания учителей остро реагируют. Связь между родителями и учителями не на лучшем уровне. Они работают с утра до вечера и им некогда узнавать о своём ребёнке. Жаль, что так происходит. Психолог, работающий в нашей школе, констатирует, что у родителей сложился комплекс перед школой. Ведь не секрет, что родителя вызовут в школу с хорошими намерениями и из-за этого появляется непонимание и недоверие между учителем и родителем. У родителей много претензий школе, хотя школа дает на родительских собраниях достаточно информации, для того чтобы они наблюдали за своими детьми. В целом, родители не снимают с себя ответственности, но большие надежды возлагаются на школу. Учителя, анализируя ситуацию в семьях, констатируют, что современные родители не умеют или не имеют возможности воспитывать, однако школа не может заменить родителей и не может изменить семью. Проблемой "наркомании " ни родитель, ни учитель, ни психолог не могут справиться. Я считаю, что этим должны заниматься специалисты, которые сочетали бы в себе знание предмета, умение разговаривать с детьми и родителями, которые бы не эпизодически, а постоянно вели эту работу там и тогда, где и когда это нужно.







1