СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проблемно-диалогическое обучение на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проблемно-диалогическое обучение на уроках окружающего мира"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»







Городское методическое объединение

учителей начальных классов







«Проблемно-диалогическое обучение на уроках окружающего мира в начальной школе»









Подготовила:

Кабаненко Н.С.,

учитель начальных классов,

специалист I

квалификационной категории





2023

Современная быстроменяющаяся жизнь диктует новые требования к учащимся. В портрете ученика – выпускника начальной школы, обучающегося по ФГОС, указывается, что «это человек

-любознательный, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться;

-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение» и т.д.

Следовательно, учителю недостаточно преподнести ребенку некую сумму знаний и умений, а еще необходимо сделать учащегося активным участником образовательного процесса. (Слайд 2)

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить».  
А. Дистервег 

А как это сделать? - возникает закономерный вопрос. ФГОС дает на него ответ: деятельностный подход. Реализуя деятельностный подход, каждый учитель строит свой урок на основе использования современных образовательных технологий с учетом личностных особенностей учащихся. Одной из них является проблемно-диалогическое обучение.

Под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению.

В основе организации работы на уроке с использованием технологии проблемно-диалогического обучения лежит работа по решению проблемы с использованием специально организованного учителем диалога. (Слайд 3)

Данная технология носит общепедагогический характер, так как может применяться при реализации любых УМК как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене и использоваться на любых предметах. Мы активно используем ее на уроках окружающего мира и считаем ее применение обоснованным и эффективным. Эффективность данной технологии обусловлена тем, что учащиеся самостоятельно осуществляют поиск решения самостоятельно сформулированной проблемы, а это позволяет приобрести более прочные знания – ведь ребенок до всего «дошёл» сам.

При этом на этапах постановки проблемы и поиска решений активно используется проблемный диалог. Выделяют два вида диалога: побуждающий и подводящий. (слайд 4)

Что же стоит за понятием учебной проблемы или, как чаще говорят, проблемной ситуации?

Под этим подразумевается состояние некоего интеллектуального затруднения, для выхода из которого необходим поиск новых знаний либо новый способ их получения.

(Слайд 5)

«Проблемы невозможно решить,

находясь на том же уровне мышления,

на котором ты их создал».  
А.Эйнштейн

В связи с вышеизложенным этапы урока, построенного на основе использования технологии проблемно-диалогического обучения, выглядят следующим образом:

1.Создание проблемной ситуации

2. Выдвижение версий

3.Актуализация знаний

4. Планирование деятельности

5.Поиск решения проблемы или открытие нового знания

6. Применение нового знания на практике

7. Рефлексия. Самооценка.




Как создать проблемную ситуацию на уроке?

(Слайд 6)


(слайд 7)

Для создания проблемной ситуации необходимо некоторое противоречие, осознать которое учащемуся помогут такие вопросы учителя, как:

Что удивило вас? Что интересного заметили?

Сколько же разных мнений в классе?

Что вы сначала думали? Что вы предполагали?

Что получилось на самом деле?

Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?

Что вы хотели сделать?

Какие знания применили? Задание выполнено?

Поставить учебную проблему – значит, помочь ученикам самим сформулировать тему урока.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.


Рассмотрим способы создания проблемных ситуаций на уроках окружающего мира.

При этом учитель может использовать два типа создания проблемной ситуации:

-с удивлением

-с затруднением;


(Слайд 8)

Приемы, используемые для создания проблемной ситуации «с удивлением».

Для этого учитель предъявляет учащимся противоречивые факты, побуждая выдвигать гипотезы об их истинности.


Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации


между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.


между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью


Прием 1. Предъявление двух (и более) точек зрения. Данный прием широко используется в учебниках начальной школы. Например, в учебниках Климановой «Русский язык» и «Литературное чтение» имеются сквозные персонажи – ученики Аня и Ваня и профессор Самоваров. Аня и Ваня высказываю различные мнения, отвечая на вопросы профессора, тем самым позволяя учителю обыграть проблемную ситуацию.

(Слайд 9)

Прием 2. Столкновение разных мнений учащихся


Прием 3. Противоречие между житейским представление и научным фактом.

Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Тепловые пояса”

- Разнообразна и удивительна наша планета. Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля

Дима с папой собираются на Северный полюс, а Маша с мамой на Южный. Помогите собрать вещи в дорогу. (дети в парах работают по карточке , вещи: сандалии, шуба, шляпа, варежки, шапка, шорты, майка, валенки, зонтик от солнца)

-Что выбрали для поездки на Северный полюс? Почему? (На Северном полюсе холодно)

-Что выбрали для поездки на Южный полюс? (На Южном полюсе тепло-житейские представления)

Предъявление научного факта (слайды )

Побуждение к осознанию противоречия

-Что вы думали сначала?

Побуждение к проблеме

-А что оказывается на самом деле? Какой же возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске– Какие еще есть пояса? А где же тепло?

- Как будем искать ответ на наши вопросы?


Приемы, используемые для создания проблемной ситуации «с затруднением»

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

между необходимостью и невозможностью выполнить задание

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.

Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.


(слайд 10)

Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".


(слайд 11)

В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока.


(слайд 12)

Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.


(слайд 13)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

При использовании этого варианта создания проблемной ситуации на уроке учитель должен продумать следующие действия:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.



Проблема может быть озвучена, как: тема урока или вопрос, ответом на который и будет новое знание.

Лучший вариант постановки проблемы, если ее озвучивают сами ученики. Но если они не могут осознать противоречие и сформулировать проблему, то учитель может использовать два вида диалога:

Побуждающий (побуждает к осознанию противоречия и формулирования проблемы («Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?»).

(слайд 14)

Подводящий (Посильные для ученика вопросы и задания, которые шаг за шагом приводят его к осознанию проблемы («Вспомни», «Сравни», «Проанализируй»).

После формулирования проблемы учителю необходимо организовать работу по поиску ее решения.

При этом также активно используется такие виды диалога как

Побуждающий к гипотезам диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

(слайд 15)

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Учитель «направляет» учащихся с помощью наводящих суждений:

Давайте предположим...

В какой последовательности будете решать проблему...

Выскажите свою точку зрения

Какие есть догадки, предположения.

(слайд 16)

При доказательстве или опровержении гипотез могут быть использованы такие приемы как

-Наблюдение и анализ.

-Сравнение, выделение общих признаков.

-Отбор методом исключения («Это не подходит, так как...»).

-Сочетание наблюдения и опыта.

Для выдвижения гипотез, их доказательств и опровержения у учащихся должны быть сформированы такие практические навыки, как: умение ставить цель; находить и формулировать противоречия; выдвигать и обосновывать гипотезы; спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями других; оставлять план решения или выполнения задания; проверять и оценивать свои действия.


(слайд 17)

При этом учащиеся могут испытывать затруднения при формулировании устного ответа. На уроках окружающего мира эффективно применяется в этом случае прием «Четыре квадрата», способствующий систематизации результатов исследования и облегчающий построение речевого высказывания.

При применении этого приема записывается тема (или проблема) в виде полного законченного предложения, затем лист делится на 4 части Затем в левом верхнем, правом верхнем и левом нижнем квадратах пишутся слова (или предложения) для доказательства идеи темы. Предложения в квадратах - это разные аргументы. Они должны отличаться друг от друга. Это различие диктует необходимость использования союзных слов.

Последний квадрат – это вывод, подтверждающий тему всеми тремя доказательствами.

Во-первых,

Например,




Во-вторых,

Также

Наконец,

Также




В заключении

Это позволяет сделать вывод

Проверка правильности решений.

Приёмы:

1.Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий.

2. Формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и памяток.

3. Выполнение практических заданий по данной теме.

Тема: «Москва – преемница Владимира»

(слайд 18)

– Назовите событие, произошедшие в

…862 году

Приглашение князя Рюрика на княжение

…882 году

–Захват князем Олегом Киева и объединение южного и северного центра Руси

…988 году

Крещение Руси князем Владимиром

– Как это повлияло на развитие Руси?

Русь крепла.

Развивалась торговля.

Строились города. Города становились центрами развития торговли и культуры.

Развивалась письменность.

Строились храмы.

– Как это повлияло на развитие Руси?

Русь крепла.

Развивалась торговля.

Строились города. Города становились центрами развития торговли и культуры.

Развивалась письменность.

Строились храмы. – Сделайте предположение дальнейшем развитии Руси? (Вопрос на ошибку)

Русь продолжала богатеть и расширять границы.

Послушайте строки из летописи? (Предъявление научного факта)

Какой возникает вопрос?

(слайд 19)

Воспроизведение знаний.

Это творчество учащихся, которое обеспечивается выполнением продуктивных заданий трех типов:

на формулирование (темы, вопросов по теме);

опорный сигнал (символ, схема, опорные слова);

художественный образ: метафора, загадка, стихотворение.

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

(слайд 20)

(слайд 21)

Педагогические эффекты применения технологии проблемного диалогового обучения

Предметные образовательные результаты проблемного обучения – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания - осознанное воспроизведение.

Метапредметные образовательные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.

Коммуникативные учебные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.

Регулятивные учебные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.

Личностные учебные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности, отношения сотрудничества, а не подчинения, формируют доброжелательность и уважение к людям.


Литература:

1.Е.Л.Мельникова. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

2.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002

3.https://kopilkaurokov.ru/vsemuchitelam/meropriyatia/mastier-klass-po-tiemie-probliemno-dialoghichieskoie-obuchieniie-mietody-i-priiemy

4.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/03/11/master-klass-po-teme-tekhnologiya-problemno-dialogovogo

5.https://infourok.ru/master_klass_primenenie_tehnologii_problemnogo_dialoga-444077.htm

6.https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-tehnologija-problemnogo-obuchenija.html