Проект как инновационный метод обучения в начальной школе на уроках информатики
Грищенко Екатерина Евгеньевна, учитель информатики МБОУ «Гимназия №7»
«Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое»
Питер Друкер
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. Таким образом, согласно образовательного стандарта нового поколения, возникает необходимость в формировании уже на первом этапе обучения школьников не только предметным результатам, но и метапредметным, и личностным. При этом в силу специфики учебного предмета особое место занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшим ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности. Следовательно, целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД.
Для достижения поставленных целей обучения информатики в начальной школе актуальным становится внедрение проектно-исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, разрешения проблемной ситуации, где главную роль играет самостоятельная работа ученика. Этот метод позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса.
Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников. Поэтому началом к проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение результата. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения. Самым главным результатом проектных заданий является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, он учится учиться.
Проектная деятельность соответствует решению одной из задач обучения информатике в начальной школе как нельзя лучше - познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач. Один из способов решения этих задач – организация творческой работы учащихся, то есть обращение к созданию творческих проектов. Проектом в информатике может быть и стихотворение, и материальная модель, созданная своими руками, и мини-сочинение, и рисунок, и многое другое. Организация проектной деятельности позволяет создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести, а также рефлексировать этапы своей деятельности.
Оценить эффективность проектной деятельности возможно с точки зрения повышения интереса к обучению, развитию таких исследовательских действий как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся идей, интерпретация и преобразование этих идей и информации, и как следствие - формирования у учащихся предметных результатов: показателей общей и качественной успеваемости. Достижение метапредметных результатов, обозначенных в новых образовательных стандартах, возможно только при использовании деятельного подхода к обучению в процессе проектной деятельности. При освоении личностных действий проектная деятельность ведёт к формированию у учащихся: критического отношения к информации и избирательности её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основ правовой культуры в области использования информации.
При организации проектной деятельности с младшими школьниками учитель должен руководствоваться особенностями развития ребенка. Поэтому первые творческие работы лучше предложить выполнить ученику самостоятельно, выбирая с помощью учителя интересующую его тему, например: "Мое счастье", "Моя семья", "Загадочный мир животных". Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:
• осваивает модели учебной деятельности,
• приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов),
• получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
• развивает навыки общения.
Весь курс обучения информатике и ИКТ в начальной школе можно представить в виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект. Например, проект "Фамильное дерево" служит естественным продолжением проекта "Моя семья", а этот - проекта "Мое имя". Все проекты должны предполагать как компьютерную, так и предварительную безкомпьютерную технологию реализации. Работа над содержательным проектом типа "Моя семья" может быть продолжена или частично дублирована в реальном пространстве - созданием аппликации из фотографий, отпечатанных на принтере, набранных на компьютере текстов и рисунков, сделанных красками и фломастерами. Такой опыт организации учебного процесса в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности использования современных информационных технологий, предполагающих познание через деятельность. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что- то новое, делать выбор и принимать решение.
Следовательно, проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания.
Такой опыт организации учебного процесса в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности использования современных информационных технологий, предполагающих познание через деятельность. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что- то новое, делать выбор и принимать решение.
Литература:
Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2009. №2. С.108-115.
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2011. №4. С. 21-27.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2008
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2010
Педагогические технологии обучения в условиях реализации государственного стандарта образования. Сб. Педагогические технологии. Физика. Информатика и ИКТ./ авт. сост. Ананичева С.В., Левицкова Л.А. Ульяновск.: УИПКПРО, 2007. 64стр.
1