СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проектирование заданий по естественнонаучной грамотности на уроках географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации прерставлены проекты уроков по географии, в рамках научной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектирование заданий по естественнонаучной грамотности на уроках географии"»

Проектирование заданий по естественнонаучной грамотности на уроках географии

Уважаемые коллеги!

1 слайд. Чему должны обучать в школе? Ответ очевиден – знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил, фактов, формул и др. вроде все логично, но большинство экспертов считает, что куда важнее научить решат реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги, в своем кругу, называют это «базовыми компонентами», «функциональной грамотностью».

2 слайд. Понятие «функциональной грамотности», сегодня у всех на слуху, но возникло оно не сегодня, а более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО предложило понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», а это всего лишь предполагалось наличие базовых навыков чтения, счета и письма, позволяющих человеку решать простейшие жизненные задачи.

Т.е. функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Коллеги – это мы с вами.

3 слайд. Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая и др.

В географии естественнонаучная грамотность формируется путем достижения предметных результатов:

  • работа с текстом;

  • работа с географической картой;

  • работа со статистическим материалом


4 слайд. Основная единица обучения – текст.

Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии – это среднестатистический ученик, который не умеет и не хочет читать, не хочет анализировать прочитанное.

5 слайд. При сдаче экзаменов, ВПР учащиеся очень невнимательно читают задания и инструкции к ним, и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте есть уже часть ответа, но дети этого просто не видят!

6 слайд. При работе с текстом на уроках мы часто используем различные приемы и в процессе начинаем их совершенствовать под себя или проектировать.

Наиболее часто используемые:

  • комментированное чтение (5-6 кл), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное;

  • составление простой таблицы на основе § учебника (5-6 кл);

  • составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением сходств и различий;

  • высказывание своего мнения по тексту;

  • составление схемы по прочитанному тексту;

  • составление развернутых планов и конспектов §;

  • создание схематического рисунка по тексту многое другое.


7-8 слайд. Прием «Ромашка Блума»

9 слайд. Прием «Рассказ с ошибкой»

19-11-12слайды Прием «Задания - мозаики»

13 слайд. Прием «Задание-соотношение»

14 слайд. Прием «Верно-неверно», очень хороший прием, т.к. приём поможет развить способности у детей и повысить мотивацию к изучению материала.

Используя прием на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.


15 слайд. Прием «Рассуждение», наверное самый любимый у детей любого класса. Порассуждать и поговорить любят все!

Как вы понимаете данное высказывание Ральфа Эмерсона:

«Мы понимаем геологию на следующее утро после землетрясения»


16 слайд. Статистические материалы служат неотъемлемой «числовой» частью географии:

  • численность населения,

  • климатические показатели,

  • данные по производству,

  • различные коэффициенты (увлажнения, испаряемости, радиационного баланса, рождаемости) и т. д.

Без изучения подобных показателей нет речи о полноценном усвоении географических знаний. Поэтому методика использования и преподавания статистики в курсе географии всегда сохраняет свою актуальность.

Вопросы работы со статистикой затрагивали многие педагоги.

Наша задача довести до понимания учащихся возможности статистики, научить оперировать численными показателями по темам географии.


17 слайд. К статматериалам мы, как правило относим графики, схемы, таблицы, диаграммы. Успешное выполнение заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

Для повышения навыков работы со статматериалами лучше всего подходят приемы:

  • преобразование текста в график, диаграмму, схему, таблицу;

  • преобразование таблицы в набор диаграмм;

  • решение различных географических задач и тд.



18 слайд. Работа с географической картой.

В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. И все мы знаем, что в географии главный метод исследования – КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ.

Задания ОГЭ, ЕГЭ,ВПР по географии требуют от школьника:

  • учение читать карту;

  • умение находить географические объекты (географическая номенклатура);

  • владеть приемами наложения карт (что очень сложно детям без простаренственного воображения) и др.


19 слайд. Результативными считаются приемы: «Стороны горизонта», «Найди лишнее», «Ассоциативные задания и загадки», «Логически загадки», «Немые карты».

20 слайд. Ну и конечно, работа с планом местности, на который нам выделили два урока в 5 классе, и к которому мы вернемся только в 9 классе при подготовки к ОГЭ (или на внеурочке, куда ходят далеко, не все!)



21 слайд. Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.

Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания- это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, путь опыт – путь самый горький».

Но, не следует боятся ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимущества, чем гладкий путь.

Главное верить в себя, в свои силы и идти в нужном направлении.


22 слайд интернет ресурсы



3