Профессиональное развитие педагога как условие обеспечения инклюзивного образования детей с умственной отсталостью
В законе «Об образовании в Российской федерации» закреплён статус инклюзивного образования. В соответствии с нормативными правовыми документами инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех групп обучающихся, включая детей – инвалидов. По данным ФГИС ФРИ на 2019 год в Кировской области 4406 детей имеют статус инвалидов, причем основная возрастная группа – это дети школьного возраста (1977 чел). [2] Практика инклюзивного образования охватывает широкую группу обучающихся с разным уровнем умственной отсталости.
Дети с умственной отсталостью, проживающие в сельской местности, как правило, не получает раннюю коррекционную помощь, воспитывается проблемных семьях. Их системное образование начинается только с поступления в первый класс школы. Столкнувшись с трудностями в учебной деятельности, родители не оказывают нужного внимания ребёнку, а сами трудности считают временными. Это распространённая точка зрения является ошибочной, так как нарушения, которые повлекли умственную отсталость ребёнка, требуют большой педагогической и психологической коррекции, и без участия родителей значительных изменений не последует. Учитель оказывает консультационную помощь, помогает осознать, что в благоприятных условиях ребёнок с ограниченными возможностями способен овладеть необходимыми жизненными компетенциями и уровнем знаний.
В нашей школе принята практика создания специализированных (коррекционных) классов VIII вида среди общеобразовательных классов. Такой подход оправдан, так как дети обучаются по специальным программам, находятся в одной социальной среде со здоровыми ровесниками, включены в единую воспитательную систему школы, проживают в своих семьях.
Один из наших обучающихся находится на индивидуальном (домашнем) обучении, занимаясь по адаптированным программам коррекции VIII вида. Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ребёнка. В течение трёх лет наполняется кейс индивидуально – коррекционного сопровождения обучающегося. Он включает различную документацию: ксерокопии документов, справку ПМПК, заключение врачебной комиссии, результаты психологических обследований, мониторинг знаний и овладение жизненно важных компетенций, контрольные и творческие работы. Результаты трёхлетней работы свидетельствуют о стабильной положительной динамике развития психических и познавательных процессов обучающегося.
Педагогическая компетентность учителя, работающего с детьми с ОВЗ, включает в себя три важнейших компонента: мотивационная готовность к работе с «особыми детьми», познавательный (когнитивный) компонент готовности педагога и его эмоционально – волевые качества личности.
Мотивационная готовность к обучению детей с ОВЗ раскрывает разные стороны педагогической работы учителя. В первую очередь, это глубокий интерес к процессу работы с особыми детьми и её результатам. Взаимодействуя с ребёнком, его семьёй, учитель испытывает личную ответственность, искренне желает помочь, проявляет доброту и тактичность. В работе с детьми с ОВЗ нет места равнодушию.
Познавательный (когнитивный) компонент готовности раскрывается в методических способностях учителя подать новые знания, раскрыть их глубину и важность для приобретения жизненно важных компетенций ребёнка. Познавательный компонент готовности педагога включает в себя знания психологических и возрастных особенностей детей с ОВЗ, знания основ дефектологии и специфики технологий, методов, приёмов и средств обучения. Особое значение имеет грамотное использование методик и диагностик детей с ОВЗ на разных возрастных этапах.
Эмоционально – волевые качества личности – важный компонент педагогической готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ. Организуемое в условиях школы образовательное пространство во многом зависит от эмоционального фона, атмосферы, в которой обучаются особые ребята. Доверие, открытость, вовлечение в общие дела, принятие норм и правил общежития во многом зависят у данных детей от созданного положительного эмоционального фона. В то же время такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, выдержка, ответственность, которые проявляет педагог, настраивают детей на выполнение поставленных задач, добросовестное отношение к учёбе и поручениям, учат терпению, снижают проявления агрессии.[1, с. 31-32]
Таким образом, профессиональное развитие педагога ориентировано на ребенка, в соответствии с особенностями его развития и становления. Развитие профессиональной компетентности педагога происходит в процессе:
- взаимодействия с администрацией школы, психологом, коллективом учителей, с семьёй ребёнка. В нашей школе принят командный стиль работы на условиях взаимопомощи;
- работы в методическом объединении педагогов и проблемных группах;
- распространения передового методического опыта через участие в семинарах, конференциях, конкурсах;
- прохождения квалификационных курсов по данной проблематике;
- самообразования.
Список литературы:
1.Москвина А.В. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования // Педагогические науки. – 2017.- №1 (22). – с.30-33.
2.https://sfri.ru/analitika/?territory=1