СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В РАБОТЕ КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕРСПЕКТИВА»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются возможности современного осмысления проблем профориентации обучающихся на примере конкретного объединения дополнительного образования изостудии «Перспектива».

Просмотр содержимого документа
«Статья "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В РАБОТЕ КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕРСПЕКТИВА»»


ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В РАБОТЕ КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕРСПЕКТИВА»

Коренец А.В., педагог дополнительного образования

МОБУ СОШ № 34, г. Таганрог, Ростовская область


В статье рассматриваются возможности современного осмысления проблем профориентации обучающихся на примере конкретного объединения дополнительного образования изостудии «Перспектива».

Ключевые понятия: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее направление, профессиональная ориентация и современные технологии.

Педагогу дополнительного образования хорошо знакома ситуация когда дети приходят на занятия кружка изобразительного искусства с конкретным прицелом на будущее. Например, научиться хорошо рисовать для того чтобы в будущем стать художником, дизайнером, конструктором, рекламщиком и тому подобное. Особенно актуальны профессиональные знания, изобразительные умения и навыки для старшеклассников в ходе подготовки к поступлению в профильные учебные заведения. И порой бывает жаль упущенных возможностей из-за нехватки времени на подготовку и взвешенный подход к выбору профессии. Этому аспекту необходимо уделять внимание на более ранних стадиях проявления интереса к профессиям. Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов. [1] Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Работа в этом направлении разнопланова. Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования может включать в себя следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее.

Информационно-просветительское направление. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Диагностическое направление - использовать различные сборники тестов и анкет направленных на выявление интересов обучающихся.

Консультационное направление в рамках консультационного направления, может лишь предоставить учащемуся материалы по интересующей профессии: профессиограмму, данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.

Обучающие направление - реализация образовательной программы, ведение непосредственной образовательной деятельности со школьниками в определенном творческом объединении, с обоснованным выбором форм, методов, содержания деятельности, направленной на перспективу профессионального и жизненного выбора обучающихся.

В прямой зависимости от этого находятся формы и методы работы профориентационной направленности. Среди них можно выделить:

  • индивидуальное консультирование участников образовательного процесса;

  • семейное консультирование по вопросам самоопределения детей;

  • встречи с представителями разных профессий и руководителями профессиональных организаций, которые стали возможны и во время просмотров видео передач, и в онлайн режиме;

  • тематические выставки «Профессии глазами детей», «В мире профессий», «Профессии наших родителей» и др.

  • веб-квесты на профессиональную тематику;

  • тематические экскурсии (очные и заочные) на производственные предприятия (в том числе художественной направленности: завод Семикаракорской керамики «Аксинья», Аксайский стекольный завод, Таганрогский художественный салон Art gallery и др.)

  • ярмарки вакансий учебных и рабочих мест нашего города;

  • посещение дней открытых дверей средних специальных и высших учебных заведений Ростовской области;

  • встречи с представителями Центра занятости населения;

  • беседы и активные мастер-классы по сопровождению в мире профессий и многое другое.

Но прежде всего педагог дополнительного образования является специалистом по развитию у учащихся разнообразной творческой деятельности. Он в рамках своей должности выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, оказывает консультативную помощь родителям. Главный принцип, которым следует руководствоваться педагогу ДО в работе по профпросвещению, это связь с жизнью. Современное общество вступило в эпоху глобальной информатизации и компьютеризации. Благодаря этому факту, стало легче в разы пользоваться современными технологиями. Всемирная сеть Интернет позволяет комплексно решать задачи профессионального самоопределения. Здесь можно пройти профориентационное тестирование, получить рекомендации по приоритетным направлениям в выборе профессий и изучить конкретные требования к их получению. Появилось много видео репортажей о профессиях в условиях работы на современном производстве, в организациях. Ценно то, что при просмотре видео создаётся эффект личного присутствия на рабочем месте мастера. Особое значение имеют сайты, предоставляющие информацию об учебных заведениях, особенностях поступления в них и последующего обучения. В сети Интернет достаточно много информации о рейтингах учебных заведений, востребованности их выпускников, форумах, на которых разворачиваются дискуссии о качестве образования. Интернет в настоящее время становится мощным не только информационным, но и образовательным ресурсом. В последнее время всё большую популярность приобретает возможность дистанционного образования, сейчас эта система уже успешно реализуется.

Среди основных принципов активизации и развития профориентационной работы  изостудии «Перспектива» можно выделить:

- принцип сознательности в выборе профессии учащимися, что выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу, своему региону, стране;

связь профориентационной работы с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи нашим воспитанникам в выборе его будущей профессии в соответствии с потребностями социума в квалифицированных кадрах;

-  принцип систематичности и преемственности в профориентации обеспечит работа с детьми всех возрастов, проявивших интерес к творчеству и художественной изобразительной деятельности;

принцип взаимосвязи школы, семьи, потенциальных работодателей, различных предприятий и организаций. Это предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в профессиональном самоопределении и выборе профессии и предполагает усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;

принцип оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися, их родителями, активизация использования как традиционных, так и инновационных форм работы, важнейшим принципом работы в данном направлении является принцип индивидуализации, формирующий систему обучения и воспитания, ориентированную на учет задатков и возможностей каждого в процессе его воспитания и социализации.

Еще один важный принцип - ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий. Это отражается в замене монологических методов передачи учебной информации диалоговыми формами общения, что несомненно повышает уровень самостоятельности обучающихся. Современные дети активнее включаются в работу через проектную деятельность с постановкой творческих задач. Проба своих сил через выполнения конкурсных работ по рисунку, живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству, участие и победы в многочисленных конкурсах детского творчества на уровне города, области, страны и международного масштаба расширяют общий кругозор детей о мире профессий.

Педагог дополнительного образования помогает школьникам осознать личностные особенности, склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов, ориентируясь на современные запросы нашего общества. Важно сформировать в сознании каждого воспитанника мысль о том, что профессия – это постоянно меняющаяся величина, важно сохранить призвание и мастерство. Умение учиться и совершенствоваться в постоянно меняющемся мире – главное условие успеха творческой личности.

Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия: в 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978. Т.20. -С.75.

  2. Белова Т. В., Волошина И. А., Солнцева В. А. и др. Справочник начинающего профконсультанта. – М., 2008.

  3. Бендюков М. А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп. и дораб. / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин, М. И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 2007.

  4. Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 2000.

  5. Поляков В. А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. – 2003. – № 5. – С. 34-52.

2