ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«ПОЛЯНКА»
Петренко Т.А., старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 23 «Берёзка», г.Майкоп
Экологическое воспитание в качестве неотъемлемой части содержания современного образования всех уровней, в том числе и дошкольного образования, сформировалось в последние десятилетия прошлого века как реакция на резко ухудшающиеся условия жизни человека (загрязнение окружающей среды, интенсивное использование природных ресурсов, техническое развитие, социально-экономические факторы, усугубляющие процесс отчуждения человека от природы).
Рекомендуемое для использования программно-методическое пособие по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Полянка» (автор Петренко Т.А.) построено на характерном для детей дошкольного возраста эмоционально - чувственном восприятии явлений природы, усвоении детьми элементарных экологических знаний и непосредственном взаимодействии с природой и ее объектами. Наибольшей ценностью содержания данного пособия является то, что оно построено на основе инновационной технологии, разработанной с учетом традиций народной педагогики.
Предлагаемая технология удачно сочетает в себе как предусмотренные типовой общеобразовательной программой дошкольного образования традиционные формы работы по ознакомлению с окружающим миром (наблюдения, занятия, создание и поддержание условий жизни растений в уголке природы и обитателей живого уголка), так и различные эффективные средства воспитания русской народной педагогики (использование народной оценки жизни и образцов наблюдений народного ума, заключенных в народных приметах, пословицах, поговорках, загадках, месяцеслове). Важной особенностью содержания программно-методического пособия является учёт регионального компонента: большое внимание уделяется ознакомлению детей с миром природы Адыгеи и его охране.
Содержание программно-методического пособия отражает многолетний опыт педагогической работы по экологическому развитию ребёнка- дошкольника.
При разработке пособия «Полянка» был изучен уровень развития и возможности педагогов, выявлены запросы родителей воспитанников, теоретические и научные основы выбранного направления, разработано перспективное планирование, диагностика уровня основ экологических знаний, наглядно- дидактические пособия: календари природы, «Страна пирамид», разработаны кроссворды о природе, сделана подборка пословиц и поговорок, вопросов о сезонных изменениях в природе(по временам года), составлена характеристика времён года с использованием народного месяцеслова.
Наглядно - дидактические пособия, представленные в книге «Полянка», побуждают живой интерес детей к природе и развивают их творческую активность. Это такие нетрадиционные пособия, как различные календари природы («Фенологическое дерево», «Птичий домик», «Месяцслов», «Календарь цветов и красок времен года»). Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания, экологического развития детей, которые учатся любить и беречь родной край. Ребёнок открывает для себя разнообразный и удивительный мир природы.
Систематические наблюдения сезонных изменений природы развивают также и умственную деятельность детей: восприятие и мышление, наблюдательность, устойчивый познавательный интерес. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений.
Всем известно, что познание закономерностей сезонных явлений сопряжено с рядом трудностей. Это связано с усвоением качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. В природе не существует резкой видимой границы между временами года, и у детей создается обманчивое представление о постановке окружающей среды. Например, в конце осени они могут забыть, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Детям очень трудно без помощи взрослых уловить логику закономерных изменений. Они не всегда понимают скачкообразные изменения в природе. Например, выпал снег весной, значит, опять наступила зима и т.д.
Чтобы облегчить последовательное накапливание представлений о плавном течении сезона года, педагоги могут использовать в работе новые формы календарей природы(«Фенологическое дерево», « Календарь дней недели и сезонов года», «Птичий домик», «Календарь цветов (животных, грибов, деревьев)», «Календарь роста», «Календарь – пирамида «Времена года»; «Календарь – месяцеслов»).
Ребёнок легче запоминает названия зимующих и перелетных птиц, цветов, деревьев, быстрее научится замечать сезонные изменения в природе, погодные явления, если все это будет происходить в игровой форме, предлагаемой в пособии.
Сериянаглядно-дидактических пособий «Страна пирамид», представленных в пособии(«Мир природы», «Звездное небо», «Времена года»,«Край любимый,»«Пищевые цепочки», «Транспорт»,«Шумелка)способствует усвоению, уточнению и закреплению знаний детей о природе, природных взаимосвязях, с их помощью закрепляются знания о различных видах транспорта, геометрических фигурах, цвете, количестве и т. д. Творчески работающий педагог может разработать различные варианты игр, вводить дополнительные игровые задания.
«Страна пирамид» представляет собой настольные и напольные модели пирамид, каждая из четырех сторон которых задействуется во время игр.
С помощью этого игрового пособия дети становятся организованнее, интересней и разнообразнее играют. Пирамиды объёмны, удобны в использовании и хранении, их форма благотворно влияет на психику ребёнка.
Программно-методическое пособие Т.А.Петренко «Полянка» поможет педагогам и родителям воспитать у дошкольников личностную культуру и такиенравственные качества, из которых впоследствии сформируются осознанное чувство принадлежности к своей родной земле и своему народу, чувство любви, ответственности и гордости за свою Родину, заложитфундамент знаний, который войдет в мировоззрение нового поколения и станет основой его деятельности.