В последнее время стремительно развивается дистанционное обучение. Как же мы осуществляем процесс сопровождения замещающих семей с использованием интернета?
Благодаря новым технологиям можно проконсультироваться по любому интересующему вопросу дистанционно, это очень удобно – экономится драгоценное время. Большое количество людей обращаются к специалистам службы за помощью разного рода для получения жизненно важных консультаций: психолога, соцпедагога, логопеда. Все эти специалисты на данный момент успешно выполняют свои профессиональные задачи, используя возможности интернета.
Я подробней остановлюсь на вопросах дистанционного сопровождения как логопед и отмечу все плюсы и минусы данной работы. Как известно, логопед занимается не только коррекцией речи, но и развитием зрительного, слухового аппарата, памяти, мышления, что является надежной основой, помогающей овладеть правильной речью. Также необходима корректировка мышц артикулярного и дыхательного аппарата. То есть, хороший логопед – это специалист широкого профиля, имеющий знания по физиологии, анатомии, методике обучения и воспитания, а также по многим разделам психологии.
В зависимости от диагноза, индивидуальных особенностей ребенка и применяемой методики, ход дистанционного занятия несколько отличается от занятия в кабинете специалиста. Но есть основные моменты, которые будут обязательно присутствовать в работе.
Первое занятие – консультационное, на нем проводится обследование, делаются выводы о состоянии ребенка на основе тех данных, которые можно получить при помощи общения посредством камеры.
Логопед по результатам обследования составляет план коррекции речевого дефекта.
Последующие дистанционные занятия проходят в индивидуальном порядке в форме диалога. Обязательно учитываются возрастные и прочие особенности ребенка. Используются мультимедиа, которые вызывают у ребенка повышенный интерес и способствуют быстрой коррекции.
По электронной почте предоставляются необходимые для обучения материалы. Их можно использовать и для выполнения домашней работы.
Во время занятий специалист корректирует ошибки, встречающиеся в разговорной речи ребенка, указывая на пути их преодоления.
Подводя итоги вышесказанного, можно отметить следующие преимущества обращения к логопеду по интернету:
Это комфортно. Общение проходит в комфортной для ребенка обстановке и в удобное время. Это позволяет ему чувствовать себя непринужденно, что очень положительно сказывается на результатах.
Это экономит время. Не придется тратить массу времени на проезд, стояние на остановке и прочее.
Длительность занятий – вещь сугубо индивидуальная. Кому-то для полной коррекции будет достаточно позаниматься месяц, другим для достижения результата потребуется полгода.
Дистанционное, или удаленное, логопедическое консультирование — это перспективный метод коррекционной работы с использованием современных средств связи и новых информационных технологий. Такая форма взаимодействия с ребенком и его родителями необходима в связи с новыми реалиями для обеспечения непрерывной и системной коррекционной работы.
Благодаря дистанционным технологиям, можно заниматься с детьми не только во время карантина, но и из–за длительного перерыва по болезни. Это же относится и к летнему периоду, когда родители с детьми выезжают в отпуск за пределы постоянного место проживания, а нам необходимо, чтобы ребенок не потерял сформированные навыки и умения.
Как коррекционному педагогу эффективно использовать дистанционное консультирование? Мы подготовили 10 рекомендаций от наших экспертов:
1. Оцените возможности Убедитесь, что вы и родители ваших подопечных имеют техническую возможность перейти на дистанционные занятия — должно быть необходимое оборудование (компьютер или планшет), программное обеспечение (программы Skype или Zoom), принтер и, самое главное, - выход в интернет. В случае, если такой технической возможности у семьи нет, можно провести консультирование, используя программы WhatsAPP или VIBER.
2. Дайте себе время на перестройку Удаленное консультирование отличается от очных занятий в детском саду или логопедическом кабинете. Если вы решили использовать его, постарайтесь посмотреть на это не как на проблему, а как на новый опыт, своего рода эксперимент. Не расстраивайтесь, если что-то пойдет не так или не будет получаться. Дайте себе время адаптироваться и перестроить коррекционный процесс по-новому.
3. Определите цели Чего вы хотите от дистанционного консультирования? С какими категориями пациентов и с какими нарушениями развития можно и нужно заниматься дистанционно? Будете ли Вы взаимодействовать с родителями и как? Родители могут сами на какое-то время выступать в качестве учителя, помогая вам дистанционно взаимодействовать с учеником, или вы будете просто консультировать родителей, а заниматься они будут самостоятельно, присылая вам видеоотчеты. Выстраивайте свою работу, исходя из целей и задач, которые стоят перед вами. Меняйте подходы, инструменты и приемы, если видите, что они не работают.
4. Адаптируйте консультирование под возраст и диагноз ребенка. Для начала сведите к минимуму изучение нового методического материала и сосредоточьтесь на адаптации своих методических приемов к новым условиям работы. Если вы решили объяснить ребенку новую тему, заранее подготовьте наглядный материал, выберите доступный и комфортный для вас и ребенка формат показа его во время занятия. Например, покажите короткое видео, презентацию или игру. Не забывайте, что при работе дистанционно особенно важно иметь в запасе достаточное количество заданий, чтобы иметь возможность их менять, удерживая таким образом, внимание ребенка во время занятия. Продумайте роль родителей в этом занятии. Обязательно записывайте занятие на видео с экрана, чтобы вы могли позже пересмотреть видео и проанализировать свои ошибки.
5. Подкрепляйте занятие домашними заданиями. Проверяйте, как ребенок усваивает материал и динамику его движения. Желательно предлагать родителям выполнять домашнее задание с ребенком, чтобы иметь возможность закрепить результаты. Периодически можно организовывать консультационные этапные видеоконференции с родителями ребенка, на которых разобрать успехи и трудности ребенка в овладении материалом. Так вы сможете определить, как работают ваши рекомендации и инструменты, чтобы скорректировать их в процессе обучения.
6. Определите время консультирования Выберите время для проведения дистанционных занятий и согласуйте его с родителями ребенка. Лучше заниматься в первой половине дня. Расскажите детям и родителям, что занятия будут проходить каждый день в обозначенные часы. Так вы сможете планировать свое расписание, а дети и их родители — свое.
7. Залог успеха дистанционных занятий – много наглядности, положительный эмоциональный настрой ребенка и смена видов деятельности! Одно из условий эффективной удаленной коррекционной работы — это частая смена видов деятельности и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание, сидя за компьютером. Продумайте урок заранее - из каких частей он будет состоять. Не забывайте менять формы деятельности ребенка – чередуйте спокойные виды деятельности физкультминутками, заданиями на тренировку внимания, памяти, развития воображения.
8. Определите стоимость консультирования и согласуйте ее с родителями ребенка. Помните, что дистанционное консультирование не может стоить дешевле, чем очное занятие, так как на его подготовку и организацию, вы потратите гораздо большее количество времени, чем для очного занятия, где часто работает прием импровизации. Да и вашей личной энергии на дистанционном занятии придется вкладывать значительно больше для удержания внимания ребенка.
9. Помните об обратной связи Обратная связь позволяет контролировать процесс коррекционной работы и эмоциональное состояние и включенность ребенка. По возможности, организуйте одну еженедельную встречу с родителями в режиме видеоконференции. Заранее сообщите время, формат и тематику общения. Обсудите, с какими трудностями они сталкиваются, что ребенку нравится больше всего. Обсудите организационные вопросы и эффективность выполнения домашних заданий. 10. Создайте четкие инструкции Переход на удаленное обучение неизбежно вызывает у родителей много вопросов. Создайте подробную памятку с ответами на наиболее важные из них: как будет проходить консультация, где искать домашнее задание, куда вы будете высылать видео и другие учебные материалы, когда проходят консультации по Skype. Возможно даже организовать с родителями ребенка общий чат. Родителям станет спокойнее, а вам не придется тратить время на объяснения одних и тех же вещей по многу раз. Желаем творческих успехов!
На самом деле дистанционное занятие провести очень сложно, особенно, если это ребенок, который не говорит, если ребенок с проблемным поведением… Важно не прерывать занятия, поддерживать уже имеющиеся навыки. Необходимо уточнить условия, в которых вы будите заниматься, выбрать формат занятий (скайп, зумм,…вайбер, воцап, вк, и др.). Можно использовать различные приложения, видео, презентации с анимациями ( для удержания внимания ребенка, для подкрепления навыка). Подготовка к такому занятию требует большого количества времени. Подготовиться к интернет-занятию сложнее.