СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Психолого-педагогические основы использования межпредметных связей в обучении обществознанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Психолого-педагогические основы использования межпредметных связей в обучении обществознанию"»

Психолого-педагогические основы использования межпредметных связей в обучении.


Психологические основы использования межпредметных связей в школьном обучении были заложены еще И.П. Павловым. «Все обучение заключается в образовании временных связей, а это есть мысль, мышление, знание»1 - пишет академик. Для обучения характерны разные системы временных связей (ассоциаций). Для установления в коре головного мозга наиболее прочных связей необходимы очаги возбудимости, которые реагируют на раздражитель, интенсивность которого зависит не только от характера, но и от подготовленности действиям предшествующих раздражителей. Получается, что усвоенные ранее знания это дополнительные раздражители, они оказывают влияние на действующее состояние тех отделов коры головного мозга, которые связанны с будущей деятельностью учащихся по усвоению новых знаний.2

События в памяти человека всегда выстроены в цепи обстоятельств, предметов, явлений. Если событие забывается, то стоит напомнить какой-либо элемент, и все оно всплывает в памяти. Успешным будет то обучение, в котором взаимосвязаны факты, события, явления, люди, помогающие точно воспроизводить в памяти усвоенные знания.

В мозгу человека формируется сложная система связей, постоянных и временных, которая отвечает за складывание системности знаний о мире, единство в поведении человека – динамический стереотип. Динамический стереотип все время трансформируется под новыми воздействиями, но в то же время он является относительно устойчивым.

Системный принцип сказывается и при обработке условного рефлекса, причем не только на один раздражитель, но и на их взаимосвязь. Значит, реакция на ранее выработанный раздражитель может быть «перенесена» на новый, если он находиться во взаимосвязи с ранее выработанным.

И.П. Павлов всякую психологическую деятельность интерпретировал с позиций своей ассоциативной теории. Обучение сводиться к образованию новых связей, ассоциаций. Л.С. Выготский писал, что «всякая новая ступень в развитии обобщения опирается на обобщение предшествующих ступеней. Новая ступень обобщения возникает не иначе, как на основе предыдущей».3

Необходимость межпредметных связей диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, состоит в самом процессе мышления.

Ю.А. Самарин обосновал, что ассоциация должна стать исходным положением в изучении умственной деятельности человека. Ступень объединения «межсистемных (или «межпредметных») ассоциаций», позволяет человеческому уму отразить многообразные предметы и явления реального мира в их единстве и противоположности, в их многостройности и противоречиях. Поэтому мы говорим о межпредметных связях как о первостепенном явлении, благодаря которому складывается ум и мировоззрение человека. «Лишь межсистемные ассоциации в конечном счете обеспечивают единство, целостность личности как единство мировоззрения и поведения».4

Многие ученые, исследующие процесс складывания ассоциаций в ходе обучения, придают большее значение их подвижности – умению учащихся преобразовывать сформированные у них системы ассоциаций, объединяя новые ассоциативные ряды с ранее изученными. При этом замечают психологическое своеобразие перехода от одного предмета к другому, а так же трудности, которые приходится при этом преодолевать учащимся: «Но наибольшую трудность, которая преодолевается подростком обычно только к самому окончанию переходного возраста, представляет дальнейшее перенесение смысла или значения выработанного понятия на новые и новые конкретные ситуации, которые мыслятся им также в абстрактном плане» .5

Применительно к мышлению проблема переноса – это фактически проблема прежде всего найденных решений (знаний) к новым задачам.

Психологи также установили, что все воспринимаемое человеком оставляет следы в коре больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют, человеческая память не только запоминает, но и воспроизводит знания когда это требуется. На основе этих особенностей обучение и должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Он также отмечает, что в обучении важно не только изучение нового, не только сообщение или указание находить ранее известное, сопоставлять и соотносить вновь с тем, что уже известно.

Новое, как правило, усваивается на основе известного, отталкиваясь от которого человек может продвинуться в своем познании на новую ступеньку. Знания смежных предметов расширяют границы возможностей учащихся «отталкиваться» от известного, те скорее и вернее находить путь к усвоению нового. Межпредметные связи как прием мыслительной деятельности можно понимать как систему синтеза и обобщения в решении познавательных задач. Все эти задачи решаются наряду с главными – развитием интереса к знаниям и дидактически правильной организацией всего процесса изучения нового.


1 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, Т.3, С. 91

2 Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1987. – С. 96

3 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, С.146

4 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, Т.3, С. 123

5 Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М., 1999. - 352 с.