Путь к профессии начинается в школе.
Н.А. Белоконь
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23», воспитатель.
Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильный выбор профессии для старшеклассников с нарушениями слуха имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане.
Глухота не может закрыть все дороги вступающим в жизнь.
Надо только твердо знать, чего ты хочешь
и уверенно идти к своей цели».
Б.А. Комашинский (глухой ученый-поэт)
Выбор профессии тогда удачен, когда работа доставляет удовлетворение от деятельности. Это означает, что она соответствует физическим и духовным способностям человека, его психическим особенностям, состоянию здоровья, интересам, знаниям и умениям.
Условия школы-интерната, замкнутый круг общения порождают в детях иждивенчество и безынициативность. Неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий, в которых большое значение, имеет высокий профессионализм работника, приводит к неустроенности судеб детей. Дети с нарушением слуха, имеющие семью и живущие в интернате не опираются на профессиональный опыт родителей в выборе профессии. Родители таких детей, в большинстве случаев, слышащие и у них возникает неадекватная оценка возможностей детей. Поэтому важно готовить детей не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность.
Очень часто учащиеся с нарушением слуха теряются при выборе профессии и не могут остановить свой выбор на конкретной профессии. Кто и как может помочь учащимся в профессиональном самоопределении.
Помочь детям в их профессиональном самоопределении может школа и педагоги, организующие работу по профессиональной ориентации.
Одна из задач школы - помочь учащимся с нарушениями слуха выбрать доступную, интересную, а главное, востребованную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта работа по своей сути представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у детей с нарушением слуха профессионального самоопределения.
Наряду с учебной деятельностью по трудовому обучению, целью которой является подготовка социально адаптированной личности, способной самостоятельно работать в трудовом коллективе, в школе-интернате ведется постоянная работа во внеурочное время по профессиональной ориентации воспитанников.
Профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
На каждом периоде школьного этапа реализуются различные цели профориентационной работы:
- начальная школа (1 – 5кл.) – формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;
- первая ступень основной школы (6 – 8кл.) – развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
- старшие классы (8 – 10кл.) – определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
Учащиеся с нарушениями слуха недостаточно информированы о мире профессий, имеют общее представление о содержании, характере и условиях труда в той или иной области, недооценивают её объективные трудности, что приводит к однообразию в выборе ими профессии, недостаточной устойчивости профессиональных интересов, к ошибкам в профессиональном выборе. Выпускники школ считают, что они не могут работать там, где хотели бы, вследствие: - нарушения слуха; - низкой профессиональной подготовки; - отсутствие информации о возможных рабочих местах для инвалидов. Или наоборот завышают свои возможности.Поэтому воспитатель, проводя занятия во внеурочное время старается помочь детям с нарушением слуха преодолеть сложности, которые они испытывают или будут испытывать, перешагнув порог школы.
Если для слышащего школьника понятны и доступны многие определения, понятия, которые он слышит в повседневной жизни, через СМИ, то человеку с проблемами слуха порой самые простые слова непонятны. Так, проводя занятие со старшеклассниками о профессиях, уделяется внимание определениям самих простых слов и понятий. Не многие выпускники знают, что понятие профессия и специальность имеют разные определения. У некоторого рода профессий, есть много различных специальностей. Профессия инженер, а специальности - инженер - механик, инженер- программист, инженер-экономист, инженер- энергетик. Профессия слесарь, специальности -слесарь –сборщик, сантехник, электрослесарь.
Летчик -пилот, штурман. Аптекарь - фармацевт, провизор.
В настоящее время появились новые профессии, названия которых непонятны порой слышащему человеку. На занятиях воспитатель старается расширить кругозор детей о месте получения профессии.
Где можно получить профессию?
Профессия можно получить:
-- в школе;
- учебно- производственном комбинате;
- профессиональном училище;
- колледже;
- институте.
Обучаясь в школе-интернате воспитанники могли уже получить профессию швея и столяр - строительный, пчеловод с получением удостоверения.
Большую роль в профессиональной ориентации глухих и слабослышащих учащихся имеют экскурсии на производственные предприятия- ателье, заводы, обувные мастерские, предприятия общепита. Экскурсия позволяет детям основательно и детально ознакомится с конкретными профессиями.
Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Во время экскурсии на предприятия школьники имеют возможность ознакомиться с организацией производства, наблюдать представителей разных профессий в рабочей обстановке, в процессе деятельности.
Во время экскурсии воспитатель использует различные виды общения а именно: таблички со словами, фразами, дактильную и жестовую речь, для того чтобы детям было доступно и понятно в ходе самой экскурсии. Таблички с вопросами иногда готовятся заранее, чтобы дети могли свободно задать вопрос сопровождающему во время экскурсии.
Но экскурсия не всегда вызывает положительные эмоции у неслышащих детей. Особенно, когда они видят вживую производство, оборудование, узнают, какие условия труда, знакомятся с режимом производства.
Эффективное средство расширения кругозора обучающихся - это встречи с выпускниками. Ученики получают знания о том, что каждый из них в будущем может выбрать любую доступную профессию. У обучающихся воспитывается понимание важности дисциплины труда. Важно обращать внимание детей на то, что в их возрасте нужно думать, не только о том, какая профессия им нравиться, но и какая соответствует их возможностям, характеру.
На занятиях во внеурочное время воспитатель уделяет внимание умению вести общение при трудоустройстве с работодателем, оформлению и написанию деловых бумаг - заявление, резюме, характеристика. Как правило, это происходит в игровой форме.
Деловая игра «Прием на работу»
Вы пришли устроиться на работу. Поздоровайтесь и представьтесь.
- Здравствуйте! Позвольте (можно, разрешите) войти (пройти)?
- Здравствуйте, я не помешал (а)?
- Добрый день! Меня зовут, моя фамилия…….
- Разрешите обратиться по поводу работы.
- Если можно, то я хотел (а) бы узнать условия работы.
- Кем можно работать, не имея разряда?
- Какова оплата труда (зарплата)?
- Это будет для меня трудно.
- Нет, что вы, я не справлюсь.
- Спасибо, эти условия (эта работа) меня устраивают (ет).
Также знакомим воспитанников с правами и обязанностями работника,
И сделать правильный выбор ему помогут три основных критерия:
ХОЧУ – интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом;
МОГУ – уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности;
НАДО – спрос на профессию, потребность в ней общества.
Литература:
1.Волосовец Т.В.- Перспектива развития профессионального образования инвалидов в России. Ленинград.1991г.
2.Захаров Н.Н. - Профессиональная ориентация школьников.М.Просвещение.1999г.
3.Чернявская А.П.- Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.Владос,2001г.
4.Чернявская А.П.- Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.Владос,2001г.